Американцы оценили мощность взрыва в 500 килотонн, что в 30 раз больше, чем у взорвавшейся над Хиросимой атомной бомбы. Вы называете цифры куда более скромные. Почему такой разброс?
Борис Шустов: Я пару дней назад встречался с американцами в Вене и высказывал недоумение, откуда такие оценки мощности, почему настаиваете на диаметре в 17 метров, а скажем, не 10. Отвечают, мы сделали всего лишь прикидки, которые надо уточнять. И, тем не менее, именно эти параметры они поспешили доложить в ООН.
Мы не НАСА, а РАН, у нас более сдержанный подход. Когда что-то говорим, то должны отвечать за свои слова. А главное надо сослаться, на чем основаны выводы, обязательно указать, что такие-то параметры пока плохо исследованы. Что и приводит к большим неопределенностям в оценках. На данный момент, исходя из имеющихся данных, мы считаем, что названная НАСА мощность в 500 килотонн - самый верхний предел. А более реалистично - 100-200 килотонн. Но, повторяю, все это надо сейчас внимательно изучать.
По каким параметрам оценивается мощность взрыва? И каких данных пока не хватает?
Борис Шустов: Прежде всего, надо точно знать высоту взрыва и степень разрушений. Если рвануло на высоте 40 километров, то, чтобы выбить окна и повалить стену, ударная волна должна быть мощная. Иное дело взрыв на высоте 100 метров. Здесь для таких же последствий, например, выбитых стекол, хватит взрыва и малой мощности.
Так что главная задача сейчас - определить высоту. Для этого мы обращаемся к населению, к различным сайтам, всем свидетелям событий с просьбой прислать видеоматериалы и фотографии с обязательным указанием места, откуда велась съемка. Только тщательно сопоставив всю эту информацию, сможем определить высоту, а по ней вычислить мощность взрыва. А пока давать конкретные оценки, все равно, что писать вилами по воде.
Но хотя информации не хватает, вы, тем не менее, спорите с НАСА, говорите о более слабом взрыве. Почему?
Борис Шустов: Ну, представьте, что тело диаметром 10-15 метров летит с огромной скоростью, скажем, 10 километров секунду. И наталкивается на сопротивление воздуха. Чтобы произошел взрыв, нужен резкий нагрев метеорита. Исходя из угла падения и других данным, можно сказать, что на высоте в 50 километров, где воздух сильно разряжен, взрыв этого метеорита вряд ли мог бы произойти. Там могут взорваться только тела малой массы. Чем она больше, тем выше вероятность, что космическое тело достигнет Земли. Чтобы его остановить, столба воздуха не хватит. По нашим оценкам, взрыв произошел на высоте 20, максимум 25 километров. Но повторяю, все это очень предварительные прикидки. Словом, наука только начинается.