21.02.2013 15:36
Культура

В Петербурге представят психологическую версию "Летучей мыши"

Текст:  Евгения Цинклер (Санкт-Петербург)
Театр "Санктъ-Петербургъ Опера" готовит премьеру - оперетту Иоганна Штрауса "Летучая мышь". На первый взгляд кажущееся легким, это произведение проверяет труппу на прочность, поскольку изумительная по красоте музыка требует роскошных оперных голосов, хорошего оркестра, а еще - настоящих героев и героинь, с драматической актерской породой. О том, что ждет зрителя, "Российской газете" рассказал автор постановки художественный руководитель театра Юрий Александров.
Читать на сайте RG.RU

Юрий Исаакович, вы удивляли публику такими уникальными для отечественной сцены постановками как "Поругание Лукреции" Бриттена или "Туда и обратно" Хиндемита. А теперь вдруг "Летучая мышь". Безусловно, шедевр, но кто его только не ставил…

Юрий Александров: Тем не менее, здесь театр опять рискует. Потому что оперетта - это стихия, к которой нужно относиться сверхсерьезно. Единственное, что меня успокаивает - в "Летучей мыши" очень сложная музыка. Практически это опера. А уж петь-то ты умеем.

Оперетта будет поставлена в русской или немецкой редакции?

Юрий Александров: Я взял за основу версию, которая традиционно идет в России - как музыкальных номеров, так и текста. От добра добра не ищут, так что мы остановились на классическом либретто Николая Эрдмана.

Это практически то, что видели телезрители в известном музыкальном фильме с Максаковой и братьями Соломиными?

Юрий Александров: Да, я решил не изобретать велосипед. Сюжет меня устраивает, он сегодня весьма актуален. Чем? Да тем, что все погрязли во вранье. И политики, и бизнесмены, и семья. Все упиваются враньем, оно перестало быть негативом, идет даже своеобразное соревнование, кто лучше наврет. Адель лжет всем, Генрих и Фальк лгут Розалинде, и вдруг Розалинда тоже начинает врать... О, ложь - это стихия манящая! Мы привыкли приписывать себе достоинства, забывать о недостатках, не договаривать, а то и откровенно врать. Тема лжи - красивой лжи, завернутой в золотую обертку, - это современнейшая тема! И хотя мы ставим очень смешную историю, есть моменты, когда становится по-настоящему горько. Ведь любовь - это чувство, не допускающее лицемерия, как яда, от которого оно обязательно погибнет.

Для меня еще очень важен персонаж князя Орловского. У нас это красивый русский типаж. Эдакий Рогожин.

Баритон?

Юрий Александров: Причем серьезный! Почти бас-баритон. Он взрывает мнимую тишину этого мирка, который совсем заврался, поигрывая в любовь. В сонной и благополучной Вене, где происходит действие, вдруг появляется дерзкий "новый русский", непонятно чего в нем больше - извозчичьего или княжьего. Человек со стороны, живой человек, который ведет себя не как принято, а как считает нужным.

Мало того, у меня в спектакле даже есть эпизод, где я хочу намекнуть на то, что Орловский - это не самое страшное для сонной Вены. Самое страшное - то, что они доживают последние дни накануне Первой мировой войны. Красивый момент, который режиссеры всегда пытаются решить поинтереснее, - вот это "дули-ду, дули-ду…" - происходит на фоне картин войны, с газовыми атаками и танками…

Вы хотите оперетту превратить в драму?

Юрий Александров: Нет. В психологический театр.

То есть без экспериментов не обойдется.

Юрий Александров: Разве это эксперименты! Вы видели мою "Синюю бороду" Оффенбаха в Театре музкомедии? Вот это спектакль, который принципиально должен был все перевернуть с ног на голову. После длительного ремонта театру нужен был взрыв. И мы решили постановку именно как спектакль времен реконструкции и ремонтов. В нем кринолинные, барочные персонажи сосуществовали с девочками-маляршами. Синяя борода был по совместительству прорабом, который командовал ремонтом, и одну из своих жен убивал отбойным молотком. А такие замечательные сцены, как, например, интимный танец в сварочных масках… В общем, зал не был равнодушен.

Если же возвращаться к "Летучей мыши", то имеющиеся в ней хорошая драматургия и хорошая музыка позволяют сделать настоящий глубокий психологический спектакль.

Костюмы будут красочными?

Юрий Александров: Костюмы будут стильные и довольно близкие к моде того времени -началу ХХ века. Спектакль монохромный, серый с жемчужной гаммой в отливе.

А как насчет танцев? В "Санктъ-Петербургъ Опере" нет своего балета, но ведь в "Летучей мыши" без этого не обойтись.

Юрий Александров: У меня, как обычно, танцует хор. Но будут и сольные танцы. Например, мазурка Орловского - очень смешная. А есть и танец боли, когда Розалинда понимает, что обманута. И ее чардаш - парный танец с Орловским, который пытается ее обуздать, как необъезженную кобылицу, но не может - она вырывается и остается сама собой. А еще есть сольный танец Адель, где девочка будет с сапожной щеткой в руках крутить шестнадцать пируэтов!

Давайте подытожим. Почему ценителям оперетты нужно прийти именно на вашу "Летучую мышь"?

Юрий Александров: Во-первых, потому что мы ее споем так, как не споют ни в одном театре оперетты. Озвучим материал на высочайшем уровне.

Во-вторых, публика увидит нашу молодежь "в человеческом облике". Ведь разговорные сцены представляют людей совсем иначе. Обаяние поющего и обаяние говорящего - очень разные вещи.
Я уверен, что в нашей "Летучей мыши" публика увидит необычные сюжеты, отношения, нюансы. Сцена "Санктъ-Петербургъ Оперы" не допускает фальши - у нас все очень камерно, очень близко. Поэтому нужно быть максимально точным и психологически верным.

Хочу удивить зрителя профессионализмом. Это то, чего часто не хватает в современном театре.

А как, на ваш взгляд, соотносится с профессионализимом принятая в опере портретная условность персонажей? Например, когда трепетную Чио-Чио-сан поет дама весом в сто килограммов?

Юрий Александров: Вы знаете, я с этим столкнулся, когда ставил "Евгения Онегина". У меня был артист - драматический тенор - лет 35-ти, но совершенно лысый, с маленькими глазками, в очках, с глуповатым выражением лица. Говорю ему: "Будешь Ленским". Он испугался: "Я не смогу, там же сказано: кудри черные до плеч, тонкий стан…". Да не надо мне ни кудрей, ни стана! Ленский - это состояние души. Это человек, который ради своих иллюзий готов проститься с жизнью.

А Онегин в том спектакле у меня был маленьким, худеньким парнем лет девятнадцати на вид. Новые акценты: стареющий вечный студент Ленский, который судорожно цепляется за свою любовь к глупой, никчемной Ольге, и молодой, неопытный, нахальный мальчишка Онегин. Получился очень неплохой психологический спектакль, о котором позже критики писали всякие умные вещи. Но главное - получился Ленский.

Потом я повторил это в Турции. Ставил там "Онегина", и ко мне пришли два Ленских - до смешного одинаковые, маленькие и круглые, как мячики. Я вначале даже думал, что они близнецы. После премьеры вышла статья: "Александров открыл дорогу в Ленского всем тенорам, у которых есть душа".

В прошлом году вы говорили, что собираетесь ставить "Кармен". Передумали?

Юрий Александров: Нет, просто она несколько отошла на второй план. Вместо нее я пока поставлю "колхозную Кармен". Хочу сделать "Не только любовь" Родиона Щедрина. Уже предвкушаю, как согреюсь этой музыкой. Ну надо же время от времени что-то наше ставить. Не для кассы, а для души.

Справка "РГ"

История, на сюжет которой написано либретто "Летучей мыши", на самом деле произошла в Париже. На карнавале муж не узнал свою жену и влюбился в "незнакомку". Забавный анекдот-факт привел в такой восторг 22-летнего Иоганна Штрауса, что он, не раздумывая, принялся за создание музыки, и написал партитуру всего за шесть недель.

Сегодня невозможно представить репертуар музыкальных театров без этой "жемчужины опереточной венской короны", "изящной безделицы", "оперетты всех оперетт.
В "Санктъ-Петербургъ Опере" премьера "Летучей мыши" состоится 22 и 23 февраля.

Музыкальный театр Санкт-Петербург Северо-Запад