26.02.2013 00:18
Культура

Валерий Кичин: Шедевров в числе номинантов "Оскара" не было

"Операция "Арго" признана лучшим фильмом года
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №41 (6017)
В Лос-Анджелесе прошла 85-я церемония вручения премий "Оскар". Лучшим фильмом года признан политический триллер "Операция "Арго", триумфально пробежавший весь марафон. Заветный конверт с названием фильма-победителя вскрыла на телеэкране первая леди США Мишель Обама.
Читать на сайте RG.RU

Это один из редчайших в истории премии случаев, когда режиссера, поставившего лучший фильм, не оказалось в номинации лучших режиссеров. Хотя именно в этом качестве Бен Аффлек победил на "Золотом глобусе", в профессиональных пулах гильдий продюсеров, режиссеров и актеров. Но понять ситуацию можно: давно на финишной прямой не было так тесно. Претендентов, заслуживающих наград, значительно больше самих наград, и с дистанции с самого начала сошли очень сильные фильмы - такие, например, как "Мастер" Пола Томаса Андерсона (он получил только актерские номинации), или "Королевство полной луны" Уэса Андерсона, не получившее ничего. И остались без наград и "Звери дикого юга" Бена Зайтлина - фильм, который можно считать открытием года.

При этом шедевров, которые могут остаться в истории кинематографа и будут жить на экранах десятилетиями, в числе номинантов нет. Есть просто хорошие фильмы "мейнстрима", демонстрирующие завидное здоровье американского кино в годы тотального кризиса идей и финансов. Поэтому не было и очевидных всем художественных лидеров. Хотя были лидеры политические.

Сильным претендентом на главного "Оскара" поначалу казался другой политический триллер - "Цель номер один" Кэтрин Бигелоу, очень круто замешенный фильм о ликвидации Бен Ладена. Но его на взлете подбили две мощные ракеты: запущенное прессой предположение, что авторы снабжались информацией из закрытых источников ЦРУ, и обвинение в том, что авторы сильно преувеличили пытки по отношению к пленным террористам. Картина стала быстро и безнадежно тонуть и тоже осталась только в номинантах.

Безусловно политической картиной надо считать "Линкольна" Стивена Спилберга. Она страдает всеми родовыми слабостями байопика: умиление национальной иконой перехлестывает через край, хороший актер Дэниел Дэй-Льюис играет оживший памятник - но так серьезно и профессионально, что считался обреченным на премию. Все колесики и винтики национальной психологии медленно, но верно придвигали далеко не лучшую картину сильно ослабевшего режиссера к победе. В итоге Дэй Льюис побил рекорд, взяв своего третьего "Оскара".

Уверенно шли к победе и "Отверженные" - мюзикл, а стало быть - еще одна национальная икона. Но голосование академиков дало осечку, и монументальный фильм ограничился премией исполнившей роль Фантины Энн Хэтэуэй. Зато оправдались прогнозы по поводу "Джанго освобожденного": раскритикованный за неумеренную жестокость и легкомысленное обращение с темой рабства фильм и не мог получить главного "Оскара", но Тарантино вполне утешился второй своей премией за сценарий и призом открытому им актеру Кристофу Вальцу.

Чрезмерным представляется ажиотаж вокруг посредственной комедии "Мой парень - псих": актриса Дженнифер Лоуренс уверенно двигалась к "Оскару" и его получила, хотя практически все ее конкурентки были, на мой взгляд, на порядок сильнее, - прежде всего глубокая, самотверженная работа Эмманюэль Рива в "Любви". Эта картина Михаэля Ханеке тоже уверенно шла к победе и тоже победила, снискав в итоге такой груз мировых наград, что он давно перекрыл ее реальный художественный уровень. Так что сегодня большой день в Австрии: Ханеке вместе с Вальцем принесли ей новую славу.

Единственный, кроме "Арго", фильм, внушительному успеху которого рады, по-моему, все, - это "Жизнь Пи" и его режиссер Энг Ли, взявший своего второго после "Горбатой горы" "Оскара". Эта фантазийная картина получила четыре "Оскара", став лидером 85-й церемонии.

Успешно дебютировал в качестве ведущего церемонии актер, режиссер и певец Сет Макфарлейн, - тот самый счастливчик, который опоздал на роковой рейс авиалайнера, впоследствии захваченного террористами и погибшего вместе с башнями Всемирного торгового центра. Он провел вечер весело и непринужденно, подарив публике несколько бравурных, хотя и скабрезных музыкальных шлягеров. А вот широко разрекламированного "приношения" по поводу юбилея франшизы об агенте 007 так и не случилось: ни один из шести Бондов на сцену "Долби-театра" не вышел, все ограничилось периодически возникавшими мелодиями из фильмов и нарезкой хрестоматийных кадров.

А в целом напомню, что все это только баснословно дорогая игра, ипподром, обильно украшенный воздушными шариками, петардами и шутихами. В прямой трансляции с церемонии, которую провела "РГ" в ночь на понедельник, приведен обширный список фильмов, вошедших в историю кино и память человечества, но обделенных "Оскарами". Зато многие картины, признанные лучшими, уже через год-другой никто не вспоминал. Но - великая сила раскрутки - вся планета сломя голову бежит смотреть вполне рядовую ленту только потому, что ее осенило дыхание золоченого божка.

Кстати

Претендентов, заслуживающих наград, значительно больше самих наград, и с дистанции с самого начала сошли очень сильные фильмы. Такие, например, как "Мастер" Пола Томаса Андерсона (он получил только актерские номинации), или "Королевство полной луны" Уэса Андерсона, не получившее ничего. И остались без наград и "Звери дикого Юга" Бена Зайтлина - фильм, который можно считать открытием года.

Мировое кино