26.02.2013 00:42
Экономика

Россия вошла в группу мировых лидеров по объему продаж соков

Рынок соков контролирует шестерка крупнейших производителей
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №7 (885)
По объему продаж соков Россия вошла в группу мировых лидеров. В прошлом году в нашей стране было продано соков и напитков, содержащих соки, на 2,3% больше, чем годом раньше. В натуральном выражении - это 3,03 млрд литров, и если темпы роста не снизятся, то по итогам этого года рынок может вернуться на докризисный уровень, сообщила президент Российского союза производителей соков (РСПС) Наталья Иванова.
Читать на сайте RG.RU

По словам эксперта, в ближайшие годы ожидается дальнейшее развитие российского рынка соковой продукции. "Но, конечно, уже не будет таких темпов роста, какие были до 2008 года, - считает эксперт. - Это связано прежде всего с тем, что мы достигли уже достаточно больших объемов потребления, но некоторый рост мы прогнозируем".

Сегодня по уровню потребления Россию можно сравнить с такими странами, как Германия (2,733 млрд л), Франция (1,713 млрд л) и Великобритания (1,068 млрд л). В среднем россиянин выпивает 21 л сока в год, это почти столько же, сколько в среднем по Евросоюзу, но в США, Нидерландах уровень потребления соковой продукции в два раза выше и составляет 50 литров в год. Так что нашему рынку есть еще куда стремиться.

За прошлый год сок в России подорожал по сравнению с 2011 годом на 3,6 рубля - до 46,2 рубля в среднем за литр. Как пояснили представители союза, это произошло из-за удорожания сырья. По словам директора по маркетингу компании "Мултон" Пьера Филиппенко, подорожание некоторых видов сырья составило от 15% до 40%. При этом структура рынка и потребления (вкусовые предпочтения, доли брендов, виды упаковок и т.д.) несколько изменилась.

По данным исследовательской компании Canadean, которые привел П. Филиппенко, общий объем потребления соков в РФ в 2012 году сократился на 9% - до 768,1 млн литров, нектаров - на 1%, до 1,79 млрд литров. В то же время потребление сокосодержащих напитков выросло на 24% - до 321,5 млн литров.

Премиальный сегмент (68,2-72,9 рубля за литр) российского рынка сока сократился до 10,3% против 10,6% в 2011 году, среднеценовой (51,7-56,8 рубля) - до 6,8% против 7%, низкоценовой (33,3-36,6 рубля) - до 14,3% против 15,7% соответственно.

Доля продукции в массовом сегменте (41,4-44,9 рубля) увеличилась до 60,3% против 58,8%. Продукция под частными марками (27,4-30,8 рубля) в 2012 году заняла 8,3% рынка против 7,9% в 2011 году. Если посмотреть на опыт Европы, то можно предположить, что частные марки будут развиваться.

По данным РСПС, по итогам 2012 года крупнейшим игроком на рынке соковой продукции в России остается компания PepsiCo, на которую приходится более 40% объема производства: 21% выпускает завод "Лебедянский" и 19% - "Вимм-Билль-Данн" (ВБД), входящие в состав концерна. Доля Coca-Cola составляет 24%: 17% производится на ее заводе "Мултон" и 7% - на предприятии "Нидан Соки".

Таким образом, доля этих соковых гигантов за последний год несколько сократилась. Ранее союз сообщал, что по итогам 2011 года на ВБД приходилось 20,5% производства, "Лебедянский" - 24,9%; "Мултон" - 16,7%, "Нидан" - 9%.

Третьим по величине производителем является компания "Сады Придонья", доля которой по итогам 2012 года увеличилась с 6,7% до 9%. На "СанФрутТрейд" приходится около 5% рынка, на "Прогресс" - 4%, "ИнтерАгроСистемы" - 3%. Частным маркам ретейлеров принадлежит 7%.

Причем 50% рынка сейчас аккумулируют пять брендов: на марку "Добрый" приходится 17%, "Фруктовый сад" - 14,6%, "Любимый" - 10,8%, "Моя семья" - 6,8%, "100% Gold" - 4,1%.

Вкусовые предпочтения россиян и европейцев имеют несколько отличий, например, россияне больше всего любят яблочный сок (17,5%), а европейцы отдают предпочтение апельсиновому (38,5%). На втором месте у России стоит апельсиновый сок (13,1%), а у европейцев фруктовые смеси (19,9%). При этом наблюдаются очень интересные аномалии: так, пассажиры самолетов почему-то предпочитают томатный сок, а у жителей Сибири на третьем месте не мультифрукт, как у большинства россиян, а персик.

В рекламных роликах демонстрируются ухоженные сады, наливные плоды, и можно подумать, что это заслуга самих производителей соков. На самом деле они ничего не выращивают, а закупают готовое сырье, причем чаще всего в виде концентратов. Для производителей соков очень важно, чтобы сырье всегда было под рукой. Производство не терпит никакой сезонности, никаких перебоев. Сырье используется в основном зарубежное, наше - только при производстве яблочного сока, и то не всегда, наши яблоки недостаточно сладкие для соков. Но производители все же жестко контролируют поставки сырья.

По данным аналитического обзора SIG Combibloc, к ключевым факторам, которые должны обеспечить успешное развитие сокового рынка в перспективе, относятся интерактивность и мультимедийность, пропаганда позитивного имиджа соков как таковых, создание эмоциональных связей с потребителем и широкое использование упаковки как инструмента коммуникации.

По данным фокус-групп АС Consulting, потребители ожидают от упаковок с соком изображение крупных сочных фруктов, а также отмечают важность общего цвета упаковки - он должен быть натуральным: зеленым или белым.

По словам креативного директора агентства Getbrand Андрея Горнова, глобальные тренды в упаковке соков определяются эмоциональными характеристиками самого продукта, потребительскими ожиданиями. Покупатель ждет от сока в первую очередь пользы. Энергия, полезность, свежесть - важные для покупателя ощущения при выборе сока, и это понимают все производители. Однако к этим ценностям могут добавляться и другие, как это происходит с соками премиум-категории. Здесь речь идет уже не только о пользе, но и еще об определенном уровне и стиле жизни, к которому потребитель приобщается в момент покупки.

Увеличить инфографику
Товары и цены