А сегодня на приеме в российском посольстве корреспонденты "РГ" пообщались с японскими участниками форума.
Масуми Мотомура, национальная корпорация нефти, газа и металлов:
Завтра я буду участвовать в дискуссии, посвященной разработке ресурсов. Расскажу о своем видении двусторонних взаимоотношений в сырьевой сфере. Объемы российского газа и нефти мы рекомендуем увеличивать. Почему? Все просто - Япония закупает газ на Ближнем Востоке, но там становится все беспокойнее. В России - стабильная ситуация, и главное, Россия - близко. Вот только ваши цены… Но о них поговорим завтра.
Ацутоши Маеда, консалтинговая фирма "Андерсон Мори и Томотцуне":
Приятно наслаждаться атмосферой этого зала приемов, видеть такое количество японских и российских коллег. Спрос на форум действительно большой. У нас уже есть один крупный партнер в России. Но мы бы хотели расширить круг наших партнеров и клиентов. В Россию стремятся многие японские компании, это устойчивый рынок. Особенно интересна Центральная европейская часть, приоритет, конечно, Приморский край и Дальний Восток. Здесь есть потенциальная возможность для входа наших автопроизводителей. Жду, что совсем скоро, в мае, я приеду в Москву по приглашению наших партнеров и опять увижу ее широкие проспекты, прекрасную архитектуру, Красную площадь. Я люблю ваш город. Спасибо газетам, что мы имеем возможность чаще общаться, искать точки соприкосновения.
Такуи Кичимото, директор-редактор "Майнити":
Не могу сказать, что хорошо знаю российский медиа-рынок, так как работал в Германии, Англии, но не в России. Но одна из общих проблем мировых СМИ в том, что электронные средства связи вытесняют бумажные. Это проблема для Японии, подозреваю, и для России.
В интернет сегодня информация выплескивается дешевая - зачастую непроверенная, да и платят за нее мало. Этот демпинг мешает. Ведь подготовка содержательной аналитической статьи требует больших затрат и от редакции, и от журналистов. Требования к журналистам в нашей газете очень жесткие - японский читатель грамотный, критически мыслящий, резкий в своих внутренних оценках. И от журналиста крупной газеты он много ждет. "Майнити" - газета хотя и национального масштаба, но частная, от государства не получает ни йены. И чтобы отвечать потребностям такого читателя должна пристально и даже сурово оценивать деятельность правительства. Если будут хвалебные отзывы - нас читать перестанут.
Мотои Кавао, главный редактор японской газеты "Вестник Востока":
"Мы делаем совсем небольшую газету - дайджест российских СМИ на японском языке. Она в основном состоит из публикаций российских СМИ по экономике, в том числе и вашей газеты, с собственными дополнениями и комментариями для японских читателей. Вот видите: самой главной идет "Российская газета". На первой странице - интервью с вашим министром Виктором Ишаевым, есть короткие резюме из "Ведомостей", "Коммерсанта", "Эксперта". Мы выпускаем дайджест давно, уже 20 лет, а тираж небольшой. Но газета с новостями из России разлетается очень быстро. Читают ее японские компании, работающие с Россией или заинтересованные в бизнесе с Россией, начиная с самых крупных торговых домов и заканчивая маленькими трейдерами подержанными автомобилями. Среди наших давних подписчиков и японские министерства и муниципалитеты, связанные с Россией. Около половины страниц мы посвящаем новостям о Дальнем Востоке (от этого и название нашей газеты), поскольку интересуют Сахалин, Владивосток, Хабаровск. Свой бизнес в России хотят открыть японские торговые дома, производители товаров, ресторанов. А в Москве недавно открылся фаст-фуд "Марукамэ", это крупная сеть японского фаст-фуда удон (вид японской лапши из пшеницы). Можно сказать, что это первая японская сеть ресторанов национального уровня, которая представила масштабные планы освоения российского рынка фаст-фуда. Это тоже наши читатели. Газеты сближают. Давайте дружить.