05.03.2013 00:45
Экономика

Борис Елисеев: В России не хватает инженеров-механиков и авиатехников

Ужесточаются требования к подготовке специалистов гражданской авиации
Текст:  Наталия Ячменникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №47 (6023)
Сколько авиационных инженеров не хватает сегодня России? Как моделируют аварийные ситуации с самолетами на земле? Какой показатель для хорошего вуза самый главный? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ректором Московского государственного технического университета гражданской авиации, доктором технических наук, профессором Борисом Елисеевым.
Читать на сайте RG.RU

Борис Петрович, дефицит пилотов настолько велик, что авиакомпании готовы принимать на работу даже гастарбайтеров. С инженерами положение лучше?

Борис Елисеев: Не намного. Инженеров, как, впрочем, и техников, серьезно не хватает. Не случайно наши студенты начиная с 3-4 курсов идут нарасхват. Контрольные цифры приема на 2013 год еще не утверждены. Но университет в своем портфеле уже имеет заявки от авиационных госструктур, авиакомпаний и предприятий. Рассчитываем принять около трех тысяч обучающихся.

А какие специалисты особенно нужны?

Борис Елисеев: Инженеры-механики, электрики и радисты. С развитием московского аэроузла резко вырос спрос на инженеров-бакалавров. Так что наши филиалы-колледжи ожидает ощутимый конкурс.

С сентября все вузы будут работать по новому закону "Об образовании". Позиции, которые касаются авиационных вузов, вас устраивают?

Борис Елисеев: Безусловно. Все наши предложения учтены. Что принципиально? Закон впервые утверждает верховенство международных требований. И одно из главных - авиационный вуз обязательно должен иметь мощную учебно-тренажерную базу.

Еще недавно учебных авиатренажеров катастрофически не хватало. Что-то изменилось?

Борис Елисеев: Конечно. Спасибо Росавиации. Только за последние два года мы получили несколько современных тренажеров. Cемь универсальных имитаторов позволяют моделировать процесс эксплуатации самых различных воздушных судов. Появились тренажеры пилотских кабин самолетов Airbus А319/А320/А321. Для работы на них первая группа преподавателей уже прошла обучение по программе подготовки сертифицированных инструкторов. У нас есть самые современные комплексные тренажеры для обучения диспетчеров и т.д.

Уникальный тренажер "комбинированная реальность" разработали как раз в вашем университете?

Борис Елисеев: Да, это наша гордость. Система дает возможность моделировать абсолютно любые ситуации на земле и в воздухе. Включая аварийные.

А что стоит в учебном ангаре? Все-таки будущие инженеры должны практиковаться на реальной технике.

Борис Елисеев: Помню, с каким трудом когда-то университет получил списанные самолеты Ил-86 и Ту-154. И то это была личная договоренность ректора с руководством "Аэрофлота". В пяти филиалах вуза - технических училищах ситуация была еще хуже. В Егорьевском филиале учебные пуски двигателей проводили на "старичках" Ан-24. Впрочем, для ознакомительной практики отечественные воздушные суда, которые не выведены из эксплуатации, вполне подходят.

Иностранные самолеты "в натуре" есть?

Борис Елисеев: Пока только "виртуальные". Но наши студенты проходят практику в ведущих авиакомпаниях на самых современных воздушных судах. Как российских, так и западных. Самолетов-"иномарок" в российском авиапарке уже сегодня почти 600 единиц. И эта цифра будет только расти. Для сравнения: двенадцать лет назад было только 46.

Это учитывается в учебных программах?

Борис Елисеев: Разумеется. Недавно мы встречались с руководством российского представительства Airbus. Обсуждали варианты сотрудничества по подготовке инженеров на самолеты этой марки. Получили предложение принять участие в престижном международном проекте "Темпус". Это одна из программ Евросоюза. С российской стороны сюда входят МГТУ ГА, СПбГУ ГА и МАИ, а от Евросоюза - университеты Севильи, Болоньи и Академия гражданской авиации Франции. Цель - разработка международной программы "Магистр гражданской авиации" и, соответственно, получение двух дипломов.

Вообще требования сегодня ужесточены как никогда. Скажем, система образования авиаспециалистов европейского уровня контролируется и сертифицируется SAA EASA - органом надзора по безопасности Европейской авиационной администрации. И учебному заведению, имеющему право на такие образовательные программы, присваивается статус соответствия PART-147.

Ваш вуз такой статус имеет?

Борис Елисеев: Работаем над этим. Филиалы будут получать такой статус по готовности. Первый на очереди Егорьевский имени Валерия Чкалова. А МГТУ ГА уже включен в авторитетный реестр ИКАО.

Авиатранспорт Образование