В спешном порядке
Напомним, что новый генплан, рассчитанный на 25 лет, депутаты городской Думы утвердили 25 декабря 2012 года.
С принятием этого важнейшего документа власти явно спешили. Разработка плана, согласование, экспертная оценка, критика специалистами, внесение корректив, общественное обсуждение, сведение воедино новых поправок, рассмотрение на думских комитетах - таковы обязательные этапы этой объемной и сложной работы. Тверские власти букву закона, разумеется, соблюли, но весь путь от готового чертежа до голосования в гордуме они преодолели всего за восемь месяцев.
Объясняется это двумя причинами. Еще весной 2012-го губернатор Андрей Шевелев публично пообещал жителям, что генплан Твери будет принят до конца года. Второй и значительно более важный фактор - цейтнот: срок, отведенный федеральным законодательством на утверждение генплана, истекал 31 декабря. Если бы депутаты отвергли итог титанической работы архитекторов, город потерял бы право переводить государственные и муниципальные земли из одной категории в другую, выделять их застройщикам, выдавать разрешения на строительство и готовить документацию по планировке территории.
В день голосования мало кто из депутатов знал, что в Москве уже готовились перенести крайние сроки подготовки градостроительной документации (это не только генплан, но и правила землепользования и застройки, схема территориального планирования и другие стратегические документы). Соответствующие изменения федеральный парламент принял только 30 декабря 2012 года - запрет на предоставление земельных участков из государственного и муниципального земельных фондов и выдачу строительных разрешений (в случае отсутствия правил землепользования и застройки) для муниципальных районов наступит 30 июня 2013-го, для городов - 31 декабря. То есть градоразработчики получили шанс доработать генпланы, а законодатели - еще раз все взвесить и обсудить.
Версия "2037"
Если не вдаваться в детали (кстати, только одна пояснительная записка к генплану занимает 80 страниц), то через 25 лет Тверь должна стать крупным образовательным центром Российской Федерации. Также она будет индустриальным центром с ориентацией на сборочное производство и легкую промышленность, при этом новых промышленных зон не запланировано.
В части жилищного строительства в городе предусмотрено создание районов как одноэтажной, так и многоэтажной застройки. Вполне вероятно появление Тверь-сити, микрорайонов блок-хаусов и усадеб. Однако основу Твери ближайшего будущего составит застройка средней этажности.
Генплан также подразумевает активное развитие туризма: ведь в небольшой Твери есть сотни объектов культурно-исторического наследия. Сохранятся все действующие зоны отдыха и появятся новые. При этом Тверь должна остаться самобытным городом со своим неповторимым обликом. Главный архитектор Твери Владимир Куликов отметил в этой связи, что вся центральная - историческая - часть города не будет подвергнута каким-либо кардинальным изменениям.
Развитие города в целом будет идти в рамках его сегодняшних границ, но к 2037 году Тверь должна превратиться в городскую агломерацию. На первом этапе запланировано освоение прибрежных территорий, занятых сегодня промышленными и военными объектами - и те, и другие будут выводить с Волги, а взамен здесь вырастут современные жилые кварталы. На втором этапе в Твери запланирована реконструкция "спальных районов" со сносом ветхого жилья.
Генпланом учтено и географическое положение Твери между Москвой и Санкт-Петербургом: предполагается, что город превратится в крупный логистический узел.
Кроме того, в Твери запланировано строительство внешнего транспортного кольца: оно соединит все районы города и позволит людям перемещаться, минуя перегруженный центр. По новому маршруту планируется пустить скоростные трамваи. Кроме того, в городе будут построены дублеры существующих дорог, появятся четыре новых моста, три из них - на Волге. Еще один, пятый, запланировано построить после 2037 года. Генплан подразумевает также возрождение водного транспорта с размещением на Волге причалов для речных судов, а также развитие воздушного транспорта. Запланированы рекультивация и обустройство прибрежных территорий, рек и водоемов города.
Нет предела совершенству
Означает ли перенос крайних сроков, что генплан Твери следует доработать? Если судить по незатихающим дискуссиям и высказываниям уважаемых в городе людей, то - да, следовало. Но если простых жителей в основном беспокоят, на их взгляд, плохо проработанные вопросы транспортно-дорожных схем, жилищно-коммунального строительства и сферы общественного транспорта, то специалистов тревожат глобальные вещи.
Архитектор и бывший руководитель областного комитета по охране историко-культурного наследия Татьяна Туманова, например, считает, что реализация генплана может нанести вред Твери как историческому городу. В пример она привела размещение спланированных транспортных магистралей. Вопреки мировой практике вывода трафика на периферию, по генплану Твери транспорт буквально перерезает историческую Затьмацкую часть, усиливается движение по центру. При этом ширина старых улиц не принимается во внимание, отмечает эксперт. Спланированная магистраль шириной 30 метров по улицам Бебеля и Дмитрия Донского, ширина которых около 20 метров, возможна только со сносом существующей застройки. Магистраль по улице Баррикадной, где расстояние между Воскресенским собором и Дворцом пионеров чуть более 23 метров, тоже возможна лишь в том случае, если один из двух памятников будет снесен.
Впрочем, у архитектора есть и оппоненты. Так, депутат Тверской гордумы Сергей Делаков предлагает ни много ни мало - пересмотреть отношение к городским памятникам истории и культуры. По его мнению, ряд полуразрушенных зданий нужно лишить этого статуса. Ведь рушить памятники по закону нельзя, денег на их восстановление нет, да и застройку здесь вести тоже нельзя. И некоторые такие объекты мешают развитию города, убежден депутат.
Примеров экспертных дискуссий с диаметрально противоположными точками зрения до сих пор очень много. Градус обсуждения подогревают и слова главы Твери Александра Корзина, дескать, документ не станет догмой, а все рациональные предложения, которые в дальнейшем внесут и граждане, и сама быстро меняющаяся жизнь, будут учитываться и приниматься.
На доработку генерального плана Брянска до конца 2013 года из областного бюджета выделено 10 миллионов рублей. На данный момент в городе действует генплан, разработанный в 1994 году. Власти подчеркивают, что необходима его корректировка "с учетом современных реалий". Разработкой современной концепции занялась специальная рабочая группа, в которую, помимо чиновников, вошли представители строительной общественности. В мэрии полагают, что новый генплан позволит активнее бороться с незаконными точечными застройками.
Как сообщают корреспонденты "РГ", корректированием генпланов в настоящее время занимаются в Липецке, Рязани, Туле.