14.03.2013 00:29
Происшествия

Анатолий Иксанов: Дмитриченко не был заказчиком нападения на Филина

Кому скандал в Большом важнее премьеры
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Столичный выпуск: №54 (6030)
Сотрясающие Большой театр скандалы и громкое уголовное дело, связанное с январским нападением на худрука балета Большого театра Сергея Филина, стали в последние время главной хроникой "первого” театра страны. И, кажется, уже мало кого волнует, что происходит на его сценах - Исторической или Новой, какие готовятся премьеры, какие артисты появляются в спектаклях.
Читать на сайте RG.RU

И это "диагноз" для общества, которое подсело на скандалы, на жанр "Дом-2", в который вот-вот общими усилиями превратится и Большой театр. Его генеральный директор Анатолий Иксанов, вынужденный давать брифинги не по творческим поводам, высказал свое мнение "Российской газете", прокомментировав в очередной раз и волнующую всех ситуацию:

Анатолий Иксанов: Сразу скажу, весь этот шум в СМИ очень мешает работать театру. Ряд журналистов в погоне за сенсациями публикуют тенденциозные или непроверенные данные, и это наносит психологический удар по коллективу театра. Надо понимать, что артисты, какими бы сильными профессионалами ни были - это люди очень впечатлительные, психологически ранимые, открытые. Любое резко сказанное слово их травмирует. И ситуация, когда многие СМИ говорят только о криминальной истории, связанной с Большим театром, тяжело отражается на атмосфере театра. Мы работаем в очень напряженном творческом режиме: только что выпустили редчайшую премьеру оперы Беллини "Сомнамбула" на Новой сцене, балетный коллектив блистательно возобновил "Баядерку" в хореографии Юрия Григоровича, на верхних сценах идут репетиции новых балетных постановок - "Квартира" шведского хореографа Матса Эка и "Весны священной" в оригинальной версии Татьяны Багановой. Впереди крупные гастроли, премьера балета "Евгений Онегин" Джона Кранко, текущий репертуар. И в этом напряженном режиме коллектив подвергается еще и психологическому давлению. Я могу только благодарить всех, что в такой сложной ситуации работа продолжается. Есть пословица: "Собака лает, а караван идет…" Важно, чтобы караван шел и не останавливался.

- Но цена становится несоразмерной?

Анатолий Иксанов: Да, и я бы обратился к средствам массовой информации с тем, чтобы все-таки не огульно, а взвешенно смотреть на ситуацию. И что скрывать: я готов подписаться, что часть статей, выбрасываемых сейчас в СМИ - заказные, которые намеренно вводят в заблуждение и коллектив, и следствие, и читателей.

- Почему удары идут по балетной труппе?

Анатолий Иксанов: Это первый вопрос: кому выгодны эти атаки на Большой театр, на балетную труппу, признанную сегодня лучшей в мире? Есть желающие возглавить этот коллектив. Это очевидно.

- Между тем, вам пришлось принять решение о создании худсовета балета Большого театра, который возглавит Борис Акимов. До этого, вы говорили, что Сергей Филин сможет управлять труппой на расстоянии. Что-то изменилось?

Анатолий Иксанов: Да, ситуация изменилась, к сожалению: у Сергея пока серьезные проблемы со здоровьем. Я не могу раскрывать все врачебные тайны, но последствия преступления начинают сказываться: появляются новые заболевания. Ему сделали уже 10 операций, большая часть которых - под общим наркозом, и это не могло пройти без последствий. Кроме того, как артист и руководитель балета, Сергей всегда держал себя в активной физической форме, а теперь он не может заниматься физическими упражнениями, что сказывается на организме. И на этом фоне меня поражает факт, что теми же людьми, которые стоят за преступлением, начинает активно создаваться образ Павла Дмитриченко, являющегося соучастником преступления (он сознался в этом), как чуть ли не Робин Гуда!

- Но 300 артистов Большого театра подписали письмо, где считают Дмитриченко непричастным к такому преступлению?

Анатолий Иксанов: Сам Дмитриченко говорит, что он заказывал только некое физическое воздействие - побить. У коллектива вопрос в степени его причастности и в степени наказания, которое он должен понести. Но есть определенные силы - "кукловоды", которые заинтересованы также в том, чтобы создать отрицательный образ Сергея Филина и, наоборот - позитивный имидж борца за справедливость Павла Дмитриченко. Конечно, истинным заказчиком преступления является не он. Тем более следствием пока еще не рассмотрены все обстоятельства, которые предшествовали событию - взлом почты Сергея Филина, создание лже-сайта Сергея Филина, атаки и блокирование его телефонов 31 декабря и 1 января. Все эти факты - звенья одной цепи, части одного дьявольского заговора. И если раскроют преступление до конца, все его фигуранты будут определены.

- Исполнителя заказа нашли внутри Большого театра, не на стороне.

Анатолий Иксанов: Непосредственный исполнитель, плеснувший кислотой в лицо - не имеет к театру отношения. Попросил его соучастник Дмитриченко - к горькому сожалению, наш артист. Но надо разобраться, кто сподвигнул его на это? Дмитриченко по характеру очень неуравновешенный парень, во многом наивный, вспыльчивый: зажигается как спичка и так же гаснет. Эти его психофизические свойства знали и спровоцировали. Я очень верю в следствие и надеюсь, что выстроят и доведут цепочку до конца. А именно этого страшно боятся реальные заказчики, поэтому устраивают шумиху в прессе, подговаривают артистов писать письма, начинают утверждать, что Филин плохой, а Дмитриченко хороший. Это же нонсенс.

- Появилась информация, что Филин больше не вернется в Россию.

Анатолий Иксанов: Это выдумки. Сергей сказал, как только врачи ему позволят, вернется в свой родной театр, который является для него смыслом жизни.

- Москва и Питер обклеены афишами встреч Николая Цискаридзе с публикой. Вряд ли на этих встречах речь пойдет о "Щелкунчике"?

Анатолий Иксанов: Мне вообще не хочется говорить о Цискаридзе. Сам я отказался давать всякие комментарии до решений суда, высказываться публично, потому что все это влияет на следствие. В отношении Николая скажу, что существуют правила корпоративной этики, в которых он расписывался, как любой работник театра. В этих правилах есть раздел, где говорится, что работник театра не имеет права - если своими словами - поливать грязью коллектив, в котором он работает. Он уже получил два выговора за нарушение этики, и теперь оспаривает их в суде. Что решит суд, не знаю. Но призывы в прессе, в том числе, в зарубежной, уволить все руководство Большого театра - это что? Увы, сегодня такое время, когда люди начинают забывать, что такое хорошо, что такое плохо, когда рейтинги тех же газет формируются не на событиях, а на скандалах. Размываются моральные нормы: деньги, рейтинги важнее, чем истина, нравственные принципы. Но даже в этих условиях для коллектива Большого театра главным остается не поддаваться на провокации, не давать себя расколоть на части, выдержать это организованное психологическое давление и выполнять свои творческие планы.

Подозреваемые в нападении на Сергея Филина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Следствие Театр Москва Столица