18.03.2013 18:56
Общество

Мария Городова: Великий пост нужно начинать с любви

Текст:  Мария Городова
Первый и часто последний вопрос, возникающий у многих, когда они слышат словосочетание "Великий пост", звучит так: "А что разрешается есть в это время?" Или в такой формулировке: "А что есть нельзя?", как будто Бог - это верховный диетолог, предписания которого надо соблюдать под страхом смерти.
Читать на сайте RG.RU

Лествица Иакова. Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска. Фото: Сергей Савостьянов/РГ

Говорить о еде, рассказывая про Великий пост, почти тоже самое, что перечислять блюда обеда, имеющего место быть во время долгожданной встречи с любимым и любящим тебя человеком. Человеком, который понимает тебя и знает, как никто другой. Которому ты можешь без боязни признаться в сокровенном, раскрыть свое сердце, обнажить душу. Который не предаст, который, любя, всегда готов прощать и миловать. Которому ты бесконечно дорог, несмотря на все твои глупости, слабости, ошибки и безумства. Который всегда тебя поддержит, вдохновит, исцелит одним едва уловимым касанием, даст силы жить дальше. Представьте, вы давно не виделись - что-то постоянно мешало этим вашим нечастым свиданиям: повседневная суета, какие-то недоразумения, нагромождение обид, трагические заблуждения или ваши собственные серьезные проступки. А может, всему виной было нежелание понять, что эти встречи - самое дорогое, самое главное в вашей жизни… Но сейчас все позади, вы снова обрели эту родственную вам душу, вы снова вместе, и все, что вас разделяло, каким бы непреодолимым это раньше не казалось, теперь преодолено. Сердце то поет и ликует от радости, то тихо замирает, преисполненное благодарной нежностью - не только к своему возлюбленному, ко всему Божьему миру, в котором еще жива любовь. Вы счастливы и вам хочется с кем-то поделиться своими чувствами. Но, вместо этого, вместо того, чтобы рассказать про чудо любви, про то, как долго вы к ней шли, и насколько важным оказалось обретение любви снова, вы вместо всего этого занудно талдычите: "А на столе у нас во время встречи был отварной рис, сливовый кисель, яблочный пай… Только не подумайте, все постное, ничего скоромного! Никакого мяса, рыбы, яиц, сливок…" Бред!

Чем пост отличается от обычной диеты

Святые говорили о Великом посте как о времени радости. Нам ощутить эту радость приобщения к Божественной любви, радость встречи с Богом живым удается не длительными периодами, отрезками, называемыми словом "время", а кратким мигом. Почему? Потому что мы не святы. Потому что мы накопили в себе слишком много всего греховного, ошибочного, болезненного, ложного. Потому что слишком поглощены суетой и забываем о важности встречи с Ним. Потому что не спешим к Призывающему нас. Потому что сердце очерствело, заплыло жиром сытости, самодовольства - и уже не до любви.

Так вот, все пищевые ограничения поста только для того и установлены, чтобы произошло наше утоньшение. Чтобы открыть нас для воздействия духовных сил. Русская пословица гласит: "Сытое брюхо к Богу глухо". И все, на сегодня о пище больше ни слова, ей итак придают несоразмерно огромное значение, когда говорят о посте. И как итог - озлобленные "постники", угрызающие ближнего. О пищевых ограничениях Великого поста, равно как и о других укрощениях нашей плоти, к примеру, в сфере супружеских отношениях, мы поговорим в следующий раз. А сейчас ответ на вопрос: с чего начать Великий пост? С любви. Которая лежит в основе нашего обращения к Богу: молитвы и покаяния.

Православный календарь с Марией Городовой

В Великий пост молиться надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, канонов или домашнего прочтения текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме. Внимательно изучите великопостную молитву святого Ефрема Сирина.

Начать свой Великий пост лучше с Прощеного воскресенья. Потом обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского (он совершается с понедельника по четверг первой недели Великого поста и в среду на пятой недели). "Тайны сердца моего я открыл пред Тобою, Судьей моим; воззри на смирение мое, воззри и на скорбь мою, обрати внимание на мое ныне осуждение и Сам помилуй меня, как Милосердный, Боже отцов", - слышим мы в эти дни в храмах. "От всего сердца моего я воззвал к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от погибели. Искренно приношу Тебе, Спаситель, слезы очей моих и воздыхания из глубины сердца, взывающего: Боже, согрешил я пред Тобою, умилосердись надо мною".

Если вы в течение года причащались редко, то в Великий пост обяжите себя принимать Таинство Причастия еженедельно. Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю - четвертую неделю Великого поста. Посетите храм в пятницу пятой недели, когда на вечерней службе читается Акафист Божьей Матери. Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (в пост она совершается по средам и пятницам). Особое внимание уделите богослужениям Страстной недели. Вот это и станет основой вашего Великого поста.

Религия