- Хороший учебник истории, даже если он один, всегда оставляет пространство для размышлений, для выстраивания различных версий того, что происходило, - отметил Дмитрий Ливанов. - Пособие должно не навязывать точку зрения, не подсказывать единственно верное толкование фактов, оно должно, напротив, подталкивать к рефлексии. Сейчас создается рабочая группа, которая будет состоять из авторитетных ученых и педагогов-историков.
Как объяснил "РГ" глава комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев, планируется создание не одного учебника, а целой линейки пособий от начальных до выпускных классов. Серия будет объединена единой концепцией. - Мы не говорим о навязывании одной точки зрения на событие, но искажать историю педагог все-таки не вправе, - уверен Дегтярев.
Как выяснилось, основные расхождения в исторических учебниках происходят по трем темам: происхождение древнерусского государства, история Великой Отечественной войны и последние 20 лет нашей жизни - история новой России. Именно по этим темам нужно выработать единый подход в первую очередь.
- Эти темы - непосильная задача для наших учебников, - говорит академик, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. - Подача кардинально отличается, много искажений и недобросовестных фактов. Масла в огонь подливает историческая беллетристика, которая попадает в поле зрения и учителей, и учеников.
Чтобы некачественные книги не попадали к школьникам, ученые предлагают усилить экспертизу учебников. Двух академий - образования и наук, которые занимаются этим сейчас, недостаточно. Нужна еще одна экспертная комиссия - из учителей. Также предлагается вместе с учебником истории разработать методичку для педагогов, где были бы даны самые различные точки зрения на каждую тему.