Основная проблема, рассказал чиновник корреспонденту "РГ", в том, что, с одной стороны, потребителям выгодно, чтобы была конкуренция среди дилеров и в результате снижались бы цены и росло количество услуг. А с другой стороны, получается, что увеличение числа услуг частенько совпадает с их навязыванием. "Фиксируется очень много проблем с гарантийным обслуживанием, многие покупатели автомобилей в итоге попадают в гарантийное рабство", - признал Цариковский. По его словам, Федеральная антимонопольная служба понимает, что полностью освободить ситуацию от контроля нельзя, так как дилеров связывают отношения с поставщиками и производителями, и разрыв или освобождение одного звена приведет к проблемам во всей налаженной цепочке.
Вместе с тем, заметил Цариковский, в ФАС совсем недавно находилось в работе достаточно много дел, связанных с дилерской сетью, с внутренними договорами, которые определяли взаимоотношения между дилерами и производителями.
Во многих случаях сегодня выявляется и дефицит услуг сервиса, дополнил начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС России Максим Овчинников. "Все иностранные концерны до недавнего времени придерживались принципа равенства - если есть инфраструктура продаж, то должна быть и такая же инфраструктура сервиса", - рассказал он предысторию. Однако при высоких темпах развития рынка, резюмировал чиновник, уже через несколько лет получается, что "если у вас пять дилеров для продаж, то пять для ремонта уже недостаточно. И возникает дефицит на рынке сервисного обслуживания. А в результате по законам рынка растут цены на ремонт, снижается его качество".
Для того чтобы в ближайшие несколько лет выйти на нормальную работу с понятными правилами игры, есть несколько путей, заметил Цариковский. Один из них - переход на долгосрочные договоры. Это, кстати, вполне соответствует мировому опыту. Во многих странах взаимоотношения между производителем и продавцом оформляются на очень длительный срок. Причиной расторжения такого договора может быть, допустим, только банкротство. Второе направление работы - необходимо предоставить свободу потребителям, где и как обслуживать свой товар.