19.03.2013 00:34
Общество

При вузах откроются спецшколы для одаренных детей

При вузах появятся спецшколы для одаренных
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №58 (6034)
В школах должны появиться профильные вузовские классы, а при вузах откроются спецшколы для одаренных.
Читать на сайте RG.RU

Такую точку зрения высказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России. Вела заседание вице-премьер Ольга Голодец, которая раскритиковала работу над федеральными стандартами в сфере дополнительного образования. "Надо назначить новые сроки и новые группы", - строго заметила она.

По данным опросов ВШЭ, 75 процентов российских родителей готовы сегодня отказывать себе во всем, если это будет нужно для развития способностей своих детей. Вместе с тем 55 процентов считают, что надо расширять возможности обычной школы, 29 - уверены, что талантливые дети должны учиться в спецшколах, а еще 33 - полагаются на допобразование. Кстати, среди москвичей сторонников спецшкол 41 процент.

75 процентов родителей готовы отказать себе в самом необходимом ради развития способностей ребенка.

- Школа сегодня не стимулирует получение дополнительных знаний. У учителей нет ни желания, ни возможностей, ни базы для этого, - считает Ярослав Кузьминов. - При этом вузы должны не только отбирать, но и выращивать будущие таланты.

По новому Закону "Об образовании в РФ" вузы получат больше преференций для взаимодействия со школами, в том числе в рамках профориентационной работы курировать профильные классы. Одновременно должна идти серьезная работа по совершенствованию олимпиад. Есть мнение, что их список может быть значительно расширен. Появятся дополнительные квоты для сельских школьников и детей из малообеспеченных семей.

Ярослав Кузьминов предлагает предусмотреть в ближайшие два-три года возможность открытия спецшкол при ведущих университетах, подобно СУНЦу МГУ. Ректор МГУ Виктор Садовничий тоже уверен, что одаренным нужно создавать особые условия и возможность проявить себя в олимпиадах, конкурсах. По его данным, творческая активность школьников идет по нарастающей, а вот у студентов, напротив: к старшим курсам они почти перестают участвовать в интеллектуальных состязаниях. Есть смысл подумать о льготном поступлении в магистратуру именно активных студентов.

Александр Дегтярев, председатель Комитета Госдумы по образованию, предложил дать учителям право отбирать в 10-е и 11-е классы самых способных учеников. Закон это позволяет: там есть понятие эксперимента.

Ольга Голодец поддержала экспертов - членов совета и заметила, что, по ее мнению, в России "некоторые виды одаренности вообще не замечаются". "В Финляндии, например, не стесняются ставить в расписание старшеклассников домоводство и обучение игре на инструментах, ведь ребенок должен все попробовать, чтобы понять, что ему нравится. Иногда одаренность проявляется в двух или трех сферах, как у Стива Джобса. Наша задача - не помешать таланту", - заметила вице-премьер. Кроме того, она предложила разработать меры по обеспечению территориальной доступности творческих вузов для абитуриентов из отдаленных сел и проконтролировать, как приемные комиссии выполнят требование..

Образование