21.03.2013 12:38
Digital

В Петербурге разработали "тюремное" приложение для смартфонов

Российские заключенные могут поддерживать связь с родными при помощи электронной почты
Текст:  Мария Голубкова
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №0 (6037)
В петербургском следственном изоляторе "Кресты" заключенные и подследственные теперь могут получать письма, отправленные со смартфонов. Конечно, иметь мобильный телефон им по-прежнему запрещено, однако доступ - опосредованный - к общению в Сети у них теперь есть.
Читать на сайте RG.RU

Фактически пользоваться электронной почтой в российской системе исполнения наказаний стали с 2008 года, когда начал действовать сайт "ФСИН-Письмо". Компьютерное послание можно отправить в любой регион России, заполнив соответствующую форму и оплатив доставку - 50 рублей. На адрес электронной почты отправителя приходят отчеты обо всех этапах, которые проходит письмо: "оплачено", "проходит цензуру", "доставлено", "ожидает ответа". Ответ заключенного также оплачивают "с воли" родственники или любой другой адресат.

Два года назад исследование показало, что примерно 40 процентов родственников заключенных и подследственных, использующих "ФСИН-Письмо", заходят на этот сайт с планшета или смартфона. Так появилась идея "тюремного" мобильного приложения - первого в мире. Сама программа бесплатна, ее можно скачать в AppStore или Google Play, а вот отправка сообщений и в этом случае стоит денег. Правда, цена ниже, чем за электронное письмо, - 99 центов (около 30 рублей), за фото придется доплатить еще столько же.

- Основное достоинство нового способа - скорость переписки. "Почта России" у нас не быстро работает, - с усмешкой признается заключенный Николай Рычагов.

Он осужден за разбой, но отбывает наказание в хозотряде "Крестов". Это разрешено для тех, кто наказан лишением свободы по нетяжким статьям и в первый раз. Теперь обитателям изолятора чаще пишут и жены, и матери - хватало бы только денег, лимита по количеству писем для сидельцев нет.

По признанию заместителя начальника СИЗО-1 "Кресты" Владимира Лиховида, новинка способствует в первую очередь улучшению социального климата в изоляторе и психологического состояния спецконтингента. Обычное письмо даже в пределах Санкт-Петербурга идет около недели, а если его приходится отправлять с Дальнего Востока или из-за границы? Кстати, по статистике, около 80 процентов электронных писем заключенным и подследственным пишут с территории России, примерно 10 процентов приходится на Украину, а на третьем месте - США.

Новая система облегчила жизнь и сотрудницам отдела цензуры, причем в буквальном смысле. Раньше девушкам приходилось самим таскать тяжелые сумки с корреспонденцией от ближайшего почтового отделения: почтальоны в "Кресты" не ходят. Теперь такой физической нагрузки постепенно становится меньше: в день сюда приходит около 300 писем, и уже две трети - электронные. Все письма обязательно прочитываются, электронные при этом распечатываются и в таком виде доставляются заключенным. Если оплачен ответ, адресат напишет его от руки на специальном бланке, затем страницу отсканируют и отправят по электронной почте. Родственники увидят знакомый почерк и лишний раз убедятся, что с мужем, сыном или отцом все в порядке - насколько это возможно в подобной ситуации.

Стандартное письмо заключенным и подследственным ограничено в размере - 2,5 тысячи знаков. То есть отправить можно послание какой угодно величины, но платить придется пропорционально размеру. Как объясняет Владимир Лиховид, ограничение установлено для того, чтобы потенциальный злоумышленник "не мог перепечатать "Войну и мир", а на 365-й странице зашифровать послание". Хотя случаи, когда в письме сообщается некая особая информация, ничтожно редки. Во-первых, люди и сами знают, что можно писать, а что нет, а во-вторых, личные, бытовые подробности жизни их интересуют гораздо больше, чем игра в шпионов. Цензоры, впрочем, могут отличить обычное письмо от "специального" буквально по первым строкам, но как это делается - не говорят. "Опыт, глаз наметан" - вот и все объяснение. Однако даже если письмо содержит некую запрещенную информацию, оно может быть частично перлюстрировано и в таком виде доставлено адресату. Решение об этом принимает каждое исправительное учреждение самостоятельно.

Сейчас самая частая причина, по которой отдел цензуры может не допустить письмо до адресата, это язык послания. Хотя и эта проблема уже решается. Сотрудников сюда набирают с филологического факультета, со знанием языков, а в отдельных случаях привлекают к сотрудничеству консульства иностранных государств. В последнее время, например, приходилось обращаться к полякам и итальянцам.

Справка "РГ"

Разработка мобильного приложения "ФСИН-Письмо", по словам председателя Попечительского совета СИЗО-1 "Кресты" Константина Анциферова, обошлась примерно в два миллиона рублей. Расходы взяла на себя компания-разработчик, сейчас она получает в качестве компенсации часть стоимости отправления.

Цифра

697,8 тысячи человек содержатся в учреждениях исправительной системы России.

Технологии Санкт-Петербург Северо-Запад