Сами по себе
Стоит сразу оговориться: внешне в регионе в этом смысле ничего не изменилось. Так, закон "О регулировании отдельных отношений в сфере организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тверской области", принятый 22 декабря 2011 года, обязал таксофирмы и частных предпринимателей перекрасить все машины в желтый или белый цвет. На деле же по городам, как и прежде, снуют такси всех возможных цветов и оттенков. Водители в разговорах с корреспондентом "РГ" утверждают, что перекраска просто разорит их, поскольку обойдется в несколько десятков тысяч рублей.
В салонах тверских таксомоторов по-прежнему отсутствуют таксометры. Чеков и других документов, подтверждающих заказ и оплату услуги, большинство водителей пассажирам не выдают, а стоимость проезда нередко зависит от настроения "шефа", а не от прейскуранта.
Мало того: в областном центре вызвать машину к условленному часу практически невозможно. "Такой услуги мы не предоставляем", - стандартный ответ большинства диспетчеров. Ко всему прочему, и оперативно вызвать машину получается далеко не всегда: водители часто отказываются брать заказ, мотивируя это пробками и невыгодностью самой поездки. Обязать их диспетчер не может, тем более что многие таксисты не являются штатными сотрудниками фирм, а работают с ними по письменному или устному соглашению.
И, наконец, в этой сфере наблюдается серьезная кадровая текучка. Как признался "РГ" руководитель одной из фирм, "часто в таксисты идут те, кого больше никуда не берут". "Утекают", между прочим, и сами юридические лица и предприниматели: данные визиток с телефонными номерами диспетчерских, распространяемые повсеместно и в большом количестве, нередко уже через полгода становятся неактуальны.
Двигатель прогресса
В общем, удивляться тому, что контрольные структуры выявляют в этой сфере массу нарушений, не приходится. Например, ГИБДД, которая с января раз в две недели проводит на улицах Твери рейды по "отлову" таксистов-нелегалов, все время сталкивается с их изобретательностью. Так, за незаконно установленный на машине опознавательный фонарь легкового такси в соответствии со статьей КоАП РФ водителя (если он пойман в момент нахождения за рулем этой машины) штрафуют на пять тысяч рублей с конфискацией самого прибора. За незаконную цветографическую схему легкового такси придется отдать еще пять тысяч рублей.
Платить столь серьезные штрафы, разумеется, никто не хочет. Инспекторы вспоминают, как один таксист пытался выдать себя за менеджера по рекламе и показывал заверенный договор с фирмой, услуги которой якобы и пропагандировал фонарь с "шашечками" на крыше его авто.
Немного статистики для понимания масштаба проблемы. 29 января в ходе совместного рейда ГИБДД, регионального минтранса и налоговиков проверено 271 легковое такси, к административной ответственности привлечено 107 водителей. У двоих не было разрешения, 32 управляли автомобилем без путевых листов, один незаконно установил фонарь легкового такси, еще двое не имели талона техосмотра. По итогам рейда 12 февраля составлено семь административных материалов, с двух машин сняты госномера, конфискован опознавательный фонарь.
На пути к СРО
И все-таки изменения есть. За истекший год официальная статистика зафиксировала резкое снижение количества таксистов-нелегалов. По данным, предоставленным "РГ" тверским минтрансом, с момента вступления новых норм в силу до 13 января 2013 года министерство выдало водителям 2846 разрешений на деятельность, при этом действие 555 лицензий было прекращено по заявлениям перевозчиков.
- Ситуация действительно меняется, - убежден тверской парламентарий и соавтор практически всех региональных законов в транспортной и дорожной отраслях Вячеслав Суязов. - Если полтора-два года назад примерно 80 процентов тверских таксистов возили людей незаконно, то сегодня более двух третей - это легальные машины. Уже приняты все необходимые законы и подзаконные акты, налажен контроль. Лучше всего исполнение законов о такси контролируют в областном центре, а в области ситуация похуже: там попросту не хватает людей-контролеров.
Вячеслав Суязов отмечает, что в курсе протестных настроений в среде таксистов, но при этом полагает, что протестующие в меньшинстве - и это как раз те, кто не желает выходить из тени. В пример он привел ситуацию с перекраской автомобилей в единый цвет. Для тех, кто уже получил разрешение на работу, перекраска по закону не нужна: можно возить пассажиров на автомобиле любого цвета весь пятилетний срок действия документа. Единый цвет обязателен только для новых участников рынка.
- В нынешнем году региональное Законодательное собрание проведет "круглый стол" по проблемам реализации регионального закона о такси, - отметил депутат. - На мой взгляд, возможно в документ будет внесен ряд поправок.
Еще одно позитивное изменение: тверские таксисты начали платить налоги. До сих пор это делали только крупные фирмы, созданные достаточно давно или приватизировавшие советские таксопарки. Предпринимательская деятельность в этой сфере, в соответствии с Налоговым кодексом, сейчас переводится на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Чтобы перейти на ЕНВД, юрлица и частники должны иметь не более 20 таксомоторов. Как сообщили "РГ" в региональном управлении ФНС, для Тверской области размер этого налогового платежа с одного легкового такси - порядка пяти тысяч рублей в квартал.
Кроме того, появились первые признаки того, что этот сектор транспортного рынка сможет самоорганизоваться, чтобы в итоге выработать "джентльменские" правила игры, отстаивать свои права и интересы и в конечном итоге сделать таксомоторные перевозки цивилизованными. Это намерение обретает все более зримые очертания. Так, профсоюз работников общественного транспорта "Таксист", работающий уже в нескольких регионах, в том числе и в Тверской области, начал межрегиональную акцию "Работа по правилам". Каждый водитель, добровольно присоединившийся к ней, должен принять на себя обязательство работать, строго выполняя правила дорожного движения. Цель акции - посадить руководителей транспортных отраслей регионов за стол переговоров, чтобы высказаться о наболевшем.
- Есть немало вопросов, которые мы хотели бы обсудить с властями, - отмечает зампредседателя тверского регионального отделения этого профсоюза Дмитрий Суслов. - Меня, к примеру, больше волнует не цвет автомобиля, а то, как работают люди в этом секторе. По большому счету, они ничем не защищены и ежеминутно рискуют быть ограбленными. Или такой момент: у многих автомобиль взят в лизинг. По нашим данным, ежесуточные платежи достигают полутора тысяч рублей - зачастую это равно сумме выручки. А жить-то на что?
Для того чтобы нормализовать рынок, "Таксист" подготовил отраслевое трехстороннее соглашение между тверской властью, работодателями и профсоюзами. В нем прописано все: от мероприятий по соцзащите водителей и поддержке бизнеса до мер по повышению профессионального уровня таксистов и организации летнего отдыха их детей. Пока только в рамках Твери. Но профсоюз готов заключить такие договоры и с властями других городов области.