28.03.2013 00:43
Авто

Эксперт: В ближайшие годы не стоит ждать гибридизации транспорта в РФ

Текст:  Евгений Барановский
Российская газета - Спецвыпуск: Коммерческий транспорт №66 (6042)
Грузовые автомобили с гибридными двигателями набирают популярность, правда у нас в России такие до сих пор в диковинку, но вот в Европе, Японии и США такие машины пользуются спросом.
Читать на сайте RG.RU

"Правильнее называть это гибридными силовыми установками - сам двигатель в таких установках практически не отличается от обычного. Наибольшее распространение получили автомобили с электрическими гибридными силовыми установками, в состав которых входят двигатель внутреннего сгорания, один, два или три электрических привода и накопитель, - пояснил "РГ" главный конструктор "Комбарко инжиниринг" Виталий Давыдов. - Роль накопителя энергии в них выполняют электрохимические аккумуляторы (никельметаллгидридные, литиевые). В опытной эксплуатации находятся гибридные автомобили с конденсаторными накопителями электрической энергии. Также ограниченно эксплуатируются гибридные автомобили и спецтехника (погрузчики, экскаваторы) с гидрогазовыми накопителями и гидравлической трансмиссией".

Недостаток классических автомобилей, имеющих только двигатель, работающий на углеводородных видах топлива состоит в том, что энергия, которую мотор производит с большими потерями (на трение, тепло), он передает на ведущие колеса, и когда автомобиль набрал нужную скорость, потратив приличное количество топлива, перед ним загорается красный сигнал светофора. И вся энергия преобразуется в тепло и отдается окружающему воздуху через тормозные механизмы, и этот процесс повторяется от светофора к светофору. Вот и задумались производители, как не греть воздух выработанной энергией, а сохранять ее.

"На грузовых автомобилях используют последовательную схему гибридной силовой установки, когда электродвигатель расположен между двигателем и коробкой передач - начало движения и движение на малых скоростях осуществляется на электротяге, ДВС работает, как правило, постоянно для привода вспомогательных агрегатов, за исключением случаев использования системы "старт-стоп", - пояснили специалисты компании Mercedes-Benz Трак Восток. - Наибольшее распространение получили грузовые автомобили, силовая установка которых выполнена по последовательной схеме. В этом направлении ведут работы такие автопроизводители, как MAN, Volvo, Daimler AG (Mercedes-Benz), Iveco, DAF. По состоянию на конец 2012 года гибридные грузовые автомобили предлагают только Mercedes-Benz и Volvo. Гибридные установки грузовиков Mercedes-Benz Atego BlueTec Hybrid и Volvo FE Hybrid выполнены также по последовательной схеме".

На грузовых гибридных автомобилях аккумуляторные батареи заряжаются не от розетки, а во время движения, например, при езде накатом и торможении, часть энергии забирает мотор-генератор и передает на "хранение" аккумуляторным батареям. Недостаток такого способа в том, что механическую энергию вращения колес приходится переводить в электрическую, затем тратить на зарядку аккумуляторов, а затем посредством электродвигателей переводить электрическую энергию обратно в механическую. Не трудно догадаться, что без потерь здесь не обходится. Еще одна ложечка дегтя заключается в том, что аккумуляторы не способны воспринять такое большое количество энергии за столь короткий срок, за которое происходит торможение. Для полноценной зарядки им нужно время, а при торможении, а тем более интенсивном, такой возможности нет.

"Установка гибридного силового агрегата целесообразна в первую очередь на развозных автомобилях. Существенная экономия топлива возможна только на низких скоростях (на высоких скоростях электродвигатель вносит наименьший вклад в движение автомобиля, а в некоторых схемах - отключается) и при частых остановках. Таким условиям как раз удовлетворяют перевозки в условиях города, - говорят специалисты "Mercedes-Benz Трак Восток", - Автомобили с гибридным силовым агрегатом, помимо более высокой топливной экономичности, имеют меньшие выбросы вредных веществ, а также они менее шумные при движении на электротяге. Эти обстоятельства также определяют их сегмент - городские развозные перевозки".

Наверняка многие из нас привыкли начинать свое утро под рычания дизельных мусоровозов, которые по утрам вывозят помойку из дворов. А те из нас, у кого квартиры на нижних этажах, "наслаждаются" не только звуками, но и запахами этих машин. А если бы мусоровозами были "гибриды", такие неудобства были бы исключены. Но это не все плюсы подобных автомобилей.

"Гибридные грузовые автомобили действительно могут приносить экономию топлива до 30%, при этом нанося существенно меньший вред окружающей среде. Но при использовании схемы дизель-электродвигатель возникает вопрос, связанный с утилизацией батарей, - рассказал "РГ" директор по операционному маркетингу ООО "Ивеко Руссия" Дмитрий Швед. - Также несомненным минусом дизель-электрических автомобилей является их цена: подчас она в два раза выше обычных дизельных аналогов".

"Более высокий потенциал экономии топлива до 60 % имеют установки с маховичным накопителем. - поясняет Виталий Давыдов. - Сниженное количество вредных выбросов также является весомым преимуществом, но в настоящее время к сожалению, не "монетизируется". В ближайшие годы ЕЭК ООН может изменить правила экологической сертификации тяжелых коммерческих автомобилей. По новым правилам гибридные силовые установки получат весомые преимущества (сейчас эти преимущества проявляются только при сертификации легковых автомобилей и грузовиков полной массой до 3,5 тонн)".

Также специалисты компании "Mercedes-Benz Трак Восток" к минусам подобных автомобилей относят не только высокую начальную стоимость, но и чувствительность электрической части к низким температурам, реагентам, повышенную снаряженную массу и отсутствие в РФ централизованного механизма утилизации АКБ.

Как видно, у таких автомобилей есть свои плюсы и минусы, и если в легковом сегменте гибридные автомобили пользуются спросом, то грузовые гибриды еще не получили такую популярность.

"Если говорить о рынке коммерческих автомобилей, то доля гибридных автомобилей там ничтожна и исчисляется сотнями проданных автомобилей в год по всему миру, причем в большинстве случаев гибриды внедряются искусственно по политическим соображениям или с привлечением государственных субсидий или налоговых льгот, - считает Виталий Давыдов. - В России этого рынка еще не существует в принципе. В отличие от владельцев популярных Toyota Prius, пользователи коммерческих автомобилей не озадачены экологическим имиджем, а зарабатывают на этих автомобилях деньги. Чтобы гибридные силовые установки проникли на рынок коммерческих автомобилей, они должны стать в 2-3 раза дешевле, эффективнее, легче по массе. Долговечность основных агрегатов также должна быть увеличена хотя бы вдвое. Если стоимость топлива при этом не будет падать, гибриды найдут своего потребителя".

Так что в ближайшей перспективе не стоит ждать гибридизации грузового транспорта, а вот переход на альтернативные виды топлива вполне возможен.

"Наиболее перспективным для России является газ. Как сжиженный газ (LPG или пропан-бутан), так и сжатый газ (CNG, метан). Сообщили РГ в пресс-службе "Группы ГАЗ". Газомоторное топливо обеспечивает снижение топливных расходов на 30-40%, подходит для российского климата (долгая зима с тяжелыми морозами), дает возможность передвигаться на длительные расстояния".

Дмитрий Швед видит еще несколько плюсов в использовании газового топлива. "Ведь стоимость метана в России значительно ниже, чем в Европе. Добавим к этому низкое потребление метана автомобилями IVECO, и, в результате, мы получаем трехкратную экономию на ГСМ. Мы считаем, что за грузовыми автомобилями на природном газе большое будущее".

Легковые авто