29.03.2013 00:05
Культура

Сендайский оркестр выступит в БЗК в годовщину японской трагедии

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №68 (6044)
Читать на сайте RG.RU

Филармонический оркестр японского города Сендай, Большой зал Московской консерватории, 30 и 31 марта

Этот визит музыкантов из Страны восходящего солнца - знак благодарности России за помощь в борьбе с последствиями катастрофического землетрясения, обрушившегося на восток Японии ровно два года назад.

Сендай - город, простирающийся от берега Тихого океана до гор Оу, находится всего лишь в 70 километрах от Фукусимы, и он особенно сильно пострадал в этом стихийном бедствии. Тогда, в марте 2011 года, из-за трагедии Сендайский оркестр, основанный в 1973 году, впервые за свою историю был вынужден отменить все свои запланированные концерты на три месяца. Но коллектив не прекратил работу. Он создал на средства собственного фонда и на пожертвования друзей "Центр восстановления с помощью музыки". Концерты оркестра стали проходить в зонах эвакуации людей - на стадионах, площадях, вокзалах и, конечно, в госпиталях. И в антракте концертов слушатели будут иметь возможность увидеть мини-выставку, которую привез с собой Сендайский оркестр. Она рассказывает об ужасающих последствиях землетрясения.

В первый вечер оркестр исполнит "Реквием для струнных" Тору Такемицу - классика современной музыки Японии. Сочинение датировано 1957 годом. Сегодня же "Реквием" приобрело куда более масштабное, общенациональное звучание для народа Японии. Солировать будет знаменитая японская скрипачка Маюко Камио. Она же исполнит и Концерт для скрипки с оркестром Чайковского, принесший ей, выпускнице Джульярдской школы музыки и Высшей школы музыки и театра в Цюрихе, в 2007 году золотую медаль конкурса имени Чайковского. Маюко Камио сейчас играет на инструменте работы Страдивари 1727 года, некогда принадлежавшем выдающемуся немецкому скрипачу и композитору венгерского происхождения Йозефу Йоахиму.

В завершении печальной программы концерта прозвучат оркестровые пьесы Дебюсси: триптих "Море" и "Ноктюрны". Названия частей "Моря" настраивают на импрессионистский лад: "От зари до полудня на море", "Игра волн" и "Разговор ветра с морем". Но французский дирижер Паскаль Верро, с 2006 года возглавляющий Сендайский оркестр и совмещающий работу в Японии с руководством оркестром Пикардии, Императорского театра Компьеня, а также Оперой Дижона, заметил, что музыка Дебюсси не случайно выбрана для московского выступления. "Это грустная связь между тем событием, что произошло несколько лет назад в Японии".

Но жизнь продолжается. И программа второго концерта гостей из Японии более оптимистична. Прозвучат симфонические фрагменты из оперы Бизе "Кармен", "Вариации на оригинальную тему" Элгара, "Рапсодия для оркестра" другого японского классика - Юдзо Тояма и знаменитая Девятая симфония Дворжака "Из Нового света". Правда, сам композитор считал эту симфонию то ли восьмой, то ли седьмой, полагая первую симфонию утерянной. Об этом свидетельствует титульный лист рукописи партитуры. Лишь в середине XX века последняя симфония стала именоваться Девятой.

Классика