Основное требование властей, которое должно быть отражено в схемах территориального планирования, - изменение сложившегося порядка, при котором сначала строится жилье и лишь потом социальная инфраструктура. Губернатор добивается, чтобы детсады, школы и больницы появлялись если не раньше, то хотя бы одновременно с домами. Инвестконтрактами, заключенными строителями с муниципалитетами, обычно так и предусмотрено. Тем не менее инфраструктура хронически "опаздывает", а чаще - не строится совсем. В микрорайоне Новая Трехгорка в Одинцовском районе, к примеру, не построили ни одной полноценной автопарковки, а предусмотренные во дворах тротуары не вмещают и четверти всех имеющихся у новоселов машин. Сейчас принято решение на месте очередного дома возвести многоэтажный паркинг. Людей, уже заключивших договоры на долевое строительство этого дома, подчеркнула Оглоблина, на произвол не бросят, им предложат квартиры в соседних высотках. "Но если инвестор взял на себя обязательства, подписал инвестконтракт, где оговаривается наличие инфраструктуры, он обязан его выполнить", - заявила министр. Никаких компенсационных затрат на возведение инфраструктурных объектов ему не предложат.
Вопрос о затратах, как выяснилось в ходе пресс-конференции, строителями поднимается давно. "Инфраструктура возводится за счет чистой прибыли, это все понимают. Но зачастую затраты на нее включаются в стоимость квадратного метра жилья, что делает его недоступным для широких масс населения, - говорит Марина Оглоблина. - Мы сейчас готовимся проработать с девелоперами эту тему, посмотреть, насколько социальная нагрузка "ложится" на метр. Если значительно - будем думать, что с этим делать". Но жилья без детсадов, школ, поликлиник, дорог и парковок в области больше не будет.
Рассматривается в Подмосковье и вопрос появления социальной инфраструктуры на условиях концессии. Москва уже подошла к этому вплотную, там провели конкурс на строительство концессионных детских садов. Они будут не только возводиться, но несколько лет управляться концессионером. А бюджет возьмет на себя компенсацию затрат на пребывание в них детей-очередников. Дело это выгодное, утверждает министр, и Подмосковье готово применить столичный опыт на своей территории.
Обещают областные власти в ближайшее время обнародовать и новые нормы градостроительного проектирования. Уже известно, что застройщикам в полтора раза увеличат процент озеленения и снизят плотность застройки на один квадратный метр, чтобы в жилых микрорайонах легче дышалось. "Мы понимаем, что стройка сама по себе вторична, первично то, что нужно жителям, - подводит итог Оглоблина. - А им нужно, чтобы вся социальная инфраструктура была в шаговой доступности от дома".