03.04.2013 00:09
Культура

Фильм Алексея Германа "Трудно быть богом" показали узкому кругу зрителей

Земной поклон Алексею Герману за невосторженный образ мыслей
Текст:  Ядвига Юферова
Российская газета - Федеральный выпуск: №71 (6047)
Смотреть это невозможно. Оторваться от этого нельзя. Такова была первая реакция на незаконченную работу Алексея Германа, которую он несколько лет назад вместе со Светланой Кармалитой показывал нам в узком кругу на киностудии "Ленфильм".
Читать на сайте RG.RU

И вот картина "Трудно быть богом" явилась широкому узкому кругу в Москве на дне рождения "Новой газеты".

Второй раз смотреть гораздо легче. Хотя, как и первый, за кадром голос Кармалиты проговаривает самые главные диалоги. Хотя, как и в первом, остаются еще не озвученные кадры, технические режиссерские команды и реплики.

Понять Германа, которого не стало сорок дней назад, трудно. Но ведь пророков разгадывают не днями

Удивительная вещь. Не перескажешь сюжет - он далек от романа Стругацких, но он уже вцепился в тебя, не отпускает на свободу легкомыслия. История арканарской резни дана с таким количеством страшных физиологических подробностей, где все действо проходит почти по колено в грязи (сколько тонн ее было ввезено на съемочные площадки!), что, кажется, сам запах висит в воздухе. Утопить в нужнике - такая у них забава. Вообще казнь - главное зрелище Средневековья, которое царит на некой планете. Для изучения нравов туда заслана команда землян во главе с благородным доном Руматой.

Кажется, хуже и страшнее уже не бывает. Когда долго правят серые - наступает диктатура черных. Тогда наказывают за все. В том числе и за не восторженный образ мыслей. Но человек привыкает ко всему и механизм расчеловечивания начинается крутиться с бешеной силой... Стоп-кадр!

Леонид Ярмольник прожил, по его словам, самые трудные и самые лучшие годы в своей профессии вместе с Германом. Они ругались, не разговаривали, но то, что сделал почти за 10 лет режиссер Герман с актером Ярмольником, уже большая история. Такой профессиональной щепетильности к каждой детали в кадре в современном кинематографе уже не демонстрирует никто. Будто идет черно-белая раскадровка картин Босха, иногда, когда больше света и промельк надежды - Брейгеля.

Наше кино Москва Столица