Зачем далеко ходить - если взять последние результаты телерейтингов, можно увидеть, что шоу "Один в один" Первого канала занимает лидирующую позицию, а оно - типичный продукт, приобретенный за рубежом.
Когда MIPTV только начинался, на нем было 353 человека, из них - ни одного русского. Сейчас сюда приехало около 12 тысяч человек, и только русских здесь около 400 - примерно столько, сколько всего человек было на первом телерынке, - рассказывает Тед Баракос - директор по развитию компании "Reed Midem", - организатора мероприятия.
Организаторы с российской стороны даже решили провести внутренний опрос - кто из отечественных теледеятелей дольше всего ездит в Канн, и вручить ему бутылку шампанского. Вот, например, сотрудников канала "Культура" Сусанну Зингерман - главу отедла документального кино и Ирину Варвинскую, возглавляющую международный отдел, можно назвать ветеранами международного телевизионного движения. Именно они первыми отсматривали и выбирали то, что потом увидела наша немаленькая телевизионная аудитория. Приезжали сюда еще тогда, когда из России представителей было раз, два и обчелся. Сегодня в каталоге российские компании представлены на 16-ти страницах. От каждой из них приехало по нескольку человек. Все ведущие каналы и компании-производители... В числе сотрудников РЕН ТВ фигурирует даже телеведущая Анна Чапман.
Светлану Колосову - заместителя директора Дирекции документального кино Первого канала - также можно назвать постоянным посетителем телерынка - она ездит сюда уже около 10 лет. На вопрос обозревателя "РГ", многое ли изменилось за это время, отвечает, что самые большие перемены касаются технологической составляющей - работать с каждым годом становится все удобнее, и техническая сторона все более усовершенствуется. Что касается полезного общения, ради которого профессионалы, собственно, сюда и приезжают, то со временем и организаторы стали "группировать" людей по интересам - устраивать целевые мероприятия, и собирать на них всех, кому может быть интересна определенное направление телевизионной работы. Одна из задач телерынка - сводить вместе тех, кто программы и фильмы производит, и тех, кто их финансирует. Причем, как можно раньше - на уровне идей. Прежде такого не происходило, а сейчас дает себя знать общая экономическая ситуация.
Тут стоит пояснить, что Светлана Колосова и ее коллеги - документалисты начинают свою работу с MIPDOC. В рамках MIPTV работают рынки-спутники MIPDOC, MIPFORMATS (соответственно, тут проходит продажа форматов телепрограмм) и MIPCUBE - это цифровой рынок, где презентуются новые технологии. MIPDOC открывается раньше всех и, если вы зайдете в Отель Martinez, где он проходит, то, сразу же за залом где проходят общие заседания, показывают фильмы, проводят питчинги и прочее, увидите "сердце" MIPDOCа - Screening room (зал для просмотров). Повсюду - компьютеры, и специалисты-документалисты, байеры, которые покупают контент для телеканалов своей страны, проводят здесь время с утра до вечера, отсматривая в электронной библиотеке MIPDOC неигровое кино. Проекты встречаются потрясающие, но не каждый можно купить для своей страны и для своего канала - стоит учитывать специфику аудитории. Кстати, раньше эту библиотеку можно было смотреть только в дни работы кинорынка, а теперь еще и в течение нескольких месяцев у себя дома на рабочем месте.
В этом году везде на MIPDOC повсюду встречается надпись Russian Documentary Guild - так тут представлена Гильдия неигрового кино. Гильдия выступила организатором зоны для проведения деловых встреч, поэтому не узнать о ней - сложно. Поддержку Гильдии на международном телерынке оказывает Министерство культуры - департамент кинематографии. В презентационном буклете представлен топ 20 российских картин 2012 года, куда входит и "Рожденные в СССР" Сергея Мирошниченко, и "Антон тут рядом" Любови Аркус, и "Завтра" Андрея Грязева, и "Я тебя не люблю" Павла Костомарова и Александра Расторгуева, и "Родина или смерть" Виталия Манского, и другие документальные картины. о которых у нас в стране говорили больше, чем о некоторых художественных.
Георгий Молодцов - вице-президент Гильдии негрового кино и телевидения рассказал "РГ", что Гильдия начала активно работать с прошлого декабря, хотя и существует давно:
- Ситуация сложилась такая - Минкульт финансирует производство около 250-300 неигровых картин в год, на что уходит порядка 400 млн рублей. Фильмы производятся в Москве и в регионах. Порядка 200 картин имеют свою фестивальную судьбу в России в течение года после производства.
На международные фестивали из этого этого числа картин выходит около полусотни. И с этим небольшим количеством уже можно работать, если, еще и иметь в виду, что, например, европейские дистрибьюторы не берут к себе в каталог больше 15 картин в год - и то со всего мира. Но этого достаточно, чтобы сегодня создавать лицо российской документалистики за рубежом.
В декабре Минкульт выступил с инициативой заниматься именно международным продвижением документалистики. И эти полгода мы посещаем важные мировые кинорынки и фестивали для того, чтобы заявить о своем присутствии и поддержать те проекты, которые уже отобраны. Но первоочередная задача - понять в какой системе нас хотят видеть международные дистрибьюторы, телеканалы и фестивали.
В этом году на телерынке в Каннах мы - впервые. Под одним зонтичным брендом Министерства культуры и Гильдии неигрового кино. До этого производители фильмов посещали и этот, и другие кино и телерынки в индивидуальном порядке. Сейчас они продолжат ездить самостоятельно и использовать наши возможности. Все знают, что у нас есть известные документалисты - Манский, Косаковский, Мирошниченко... Но систематизировать процесс, и дать возможность нашим молодым документалистам продвигаться на мировом уровне - одна из наших задач.
Первый раз мы провели совместное с Минкультом мероприятие на кинорынке Берлинского кинофестиваля в феврале этого года. И сейчас для нас важно понять, как мы можем наиболее эффективно использовать пространство в Канне. Интерес есть. Но нам нельзя торопиться, нужно взвешено определить какие именно фильмы мы продвигаем и поддерживаем. Важно создать прозрачную систему.
Почему Министерство культуры посчитало нужным обратить пристальное внимание продвижению на международном рынке именно документального кино, - объяснял мне еще в Москве Директор департамента кинематографии и модернизационных программ этого ведомства Вячеслав Тельнов:
- На производство неигровых фильмов тратятся большие деньги, но к сожалению, их никто не видит. Вначале мы предлагали документалистам прилагать письма гарантирующие прокат на телевидении, когда они подают заявку на поддержку. Но потом поняли, что это только часть процесса и нужно двигаться дальше, самим помогать с продвижением картин на международный уровень.
Как будут попадать фильмы и какие именно на международные рынки - пока и этот вопрос в разработке. Один из вариантов - создать отборочную комиссию, которая состояла бы из авторитетных кино и теледеятелей. Но пока что Гильдия и Министерство культуры изучают опыт в этой области других стран, для того, чтобы выработать свою модель.
Необходимость тщательного выбора подчеркивает и показательное мероприятие MIPDOCа - питчинг. В этом году всего пять проектов были отобраны из большого количества поданных на него заявок. В пятерку финалистов вошли проекты рассказывающие, как выжить если ты за чертой бедности, об элитном подразделении К9 и его "опасных" собаках, об октябрьской войне 1973 года в Израиле... Питчинг проводился в формате 7/3 - семь минут представление проекта, три минуты - вопросы. Победил проект продюсера из Германии Симоны Бауманн "Путинская Олимпиада", рассказывающий как Сочи готовится к Олимпийским играм. Эта работа уже почти завершена, а то, что она выиграла, лишний раз доказывает насколько велик интерес к России.