09.04.2013 00:42
Digital

Стоимость доступа в интернет снизилась за год в четыре раза

Цена за доступ в Интернет снизилась за год в четыре раза
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - : №13 (891)
Проникновение Интернета в регионы России растет с каждым годом, но проблема цифрового неравенства по-прежнему остается нерешенной. Как заявил министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров на заседании госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области, из 35 городов с населением более 10 тыс. человек, лишенных наземной волоконно-оптической линии связи, 16 находятся на территории Дальневосточного и Байкальского регионов.
Читать на сайте RG.RU

Между тем, по данным ежегодного исследования Яндекса "Развитие Интернета в регионах России", за прошедший год скорость фиксированного широкополосного доступа к Интернету значительно выросла, а его цена в пересчете на 1 Мбит/с снизилась в 4 раза до 26 рублей за 1 Мбит/с.

Но большинство пользователей не стало платить за Интернет меньше, просто теперь за те же деньги они получают доступ на более высокой скорости, если они озаботились переходом на новые тарифы. Значительная часть пользователей выбирает тарифы по 500-600 рублей в месяц. В регионах среди таких тарифов скорость доступа в Сеть выросла в 4,4 раза до 22 Мбит/с. В Москве скорость удвоилась, а в Санкт-Петербурге утроилась.

По данным Фонда Общественное мнение (ФОМ), на осень 2012 года месячная аудитория Интернета в России составила 61,2 млн человек старше 18 лет - это более 52% всего совершеннолетнего населения. Для большинства пользователей Интернет стал повседневным явлением. Три четверти выходящих в Сеть, а это почти 47 млн человек, делают это ежедневно. По данным TNS, в городах с населением более ста тысяч жителей практически у всех пользователей, их 94%, есть выход в Интернет из дома, причем у большинства из них - широкополосный.

Аудитория Интернета по-прежнему растет, но темпы роста замедляются - с осени 2010 по осень 2011 года она увеличилась на 17%, а с осени 2011 по 2012 год рост составил 12%. "Среди федеральных округов только два - Центральный (без учета Москвы) и Уральский - увеличили темпы роста, остальные показали снижение. Сильнее всего рост замедлился в Дальневосточном федеральном округе, который еще год назад лидировал по этому показателю. Москва и Санкт-Петербург, несмотря на всеобщее замедление, увеличили темпы - однако происходит это за счет увеличения населения мегаполисов, а не за счет роста проникновения Интернета. В столицах проникновение Интернета составляет почти 70%, - рассказал директор по маркетингу Яндекс Андрей Себрант. - Доступность Интернета зависит не только от стоимости Интернета, но и от уровня доходов в регионе. По индексу доступности, то есть соотношению средней зарплаты и стоимости доступа, лидирует Москва. По-прежнему сильно отстает Дальний Восток - в 2013-м регион занял последнее место. Тратя на Интернет ту же часть зарплаты, что и москвичи, житель ДВФО получает скорость в 18 раз ниже".

Аудитория Интернета увеличивается в основном за счет регионов - 86% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Это чуть меньше, чем в предыдущие годы, - тогда на регионы приходилось более 90% новой аудитории. За год проникновение Интернета по России выросло на 5% до 52%. Наибольший вклад в рост этого показателя внесли города с населением менее 100 тыс. человек. Здесь проникновение увеличилось за год на 7%, достигнув среднего уровня по России. Села по-прежнему сильно отстают. "Среднероссийского показателя они достигнут не скоро: в этом году рост проникновения Интернета в селах замедлился и составил всего 5% роста против 8% в 2011 году. В столицах проникновение практически перестало увеличиваться, остановившись в районе 70%", - отмечают аналитики Яндекс.

Доля пользователей, которые ежедневновыходят в Сеть, достигла 77%. Рост за год составил всего 2%, это заметно ниже, чем в предыдущие годы.

Иная ситуация сложилась в сегменте мобильного интернет-доступа. Столицы перестали быть лидерами по проникновению мобильного Интернета. Самая низкая стоимость мобильного доступа к Интернету - в Южном федеральном округе, наибольший индекс доступности - в Санкт-Петербурге. По обоим показателям сильно отстает Урал. Тратя на мобильный доступ такую же часть своей зарплаты, что и среднестатистический россиянин, житель УрФО может скачать без ограничений скорости на 40% меньше данных.

По данным TNS, в декабре 2012 года различными мобильными устройствами (телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры) для выхода в Сеть воспользовались около 16,7 млн жителей крупных российских городов. Это почти 27% всего населения этих городов. "За последний год аудитория мобильного Интернета выросла на 35%. Для сравнения вся аудитория Интернета за то же время увеличилась только на 12%. Наибольший рост показали Приволжский и Северо-Западный федеральные округа - аудитория увеличилась на 60% и 53% соответственно. Из общей картины выбивается только Дальний Восток - здесь аудитория уменьшилась на 4%", - отмечается в исследовании.

Люди чаще пользуются Интернетом днем, с 10 утра до 10 вечера - и на обычных компьютерах, и на мобильных устройствах. Различается только время наибольшей активности. У пользователей компьютеров пик приходится на послеобеденное время, около 16.00, а с мобильных телефонов и планшетов в Интернете больше всего выходят после ужина, в 21-22 час. "Планшеты стали новым "диванным" экраном, они отъедают то время, которое обычно пользователи проводили за просмотром телевизора, - добавил Андрей Себрант. - Активность пользователей Интернетом с компьютеров в выходные дни падает. С мобильных телефонов снижения активности в выходные почти не происходит, а с планшетов в выходные в Интернет выходят даже чаще, чем в будни".

Интернет