Четверо виртуозов из Санкт-Петербурга, соединив русскую балалайку, домру и баян с симфоническим контрабасом, наполнили старинный зал Тамбовского драмтеатра атмосферой французского "серебряного века" и не только.
Наверное, в этом есть свой мистический смысл, но именно на рубеже веков рождаются новые идеи и необычные творческие проекты. Одним из них стал, образованный в 2000-м году в Питере двойной дуэт со странным названием "Ma.Gr.Ig.Al”, смысл которого сами музыканты предпочитают не объяснять, а только загадочно улыбаются в ответ. Но суть эксперимента понятна, если учесть, что основателем необычного коллектива стал бывший солист известного ансамбля "Терем-квартет" Игорь Пономаренко.
А именно - играть на народных инструментах самую разную музыку, от классики до джаза. И не просто играть, а находить такие краски и оттенки, которые могут раскрыть именно эти исконно народные инструменты в таком оптимальном сочетании. Что и доказали Игорь Пономаренко, Максим Толстых, Артем Кузнецов и Борис Маркелов вместе с солисткой лауреатом международных конкурсов Викторией Ребенко на фестивале в Тамбове.
Здесь нашлось место и "Кармен-сюите" Бизе-Щедрина, и "Лунному свету" Дебюсси, ариям из оперетт Легара и Штрауса, музыкальным иллюстрациям Георгия Свиридова к повести Пушкина "Метель", киномузыке Исаака Дунаевского и Андрея Петрова. Причем, слушая вальс из культового фильма "Берегись автомобиля", казалось, что он написан был специально для такого странноватого ансамбля. А сочетание балалайки и домры в некоторых вещах даже напоминало двухгитарное единство "Iron Maiden”, которое бывает лишь в подобных "металлических" командах.
Когда же музыканты исполнили знаменитую композицию Гершвина "Summertime”, от балалайки и домры повеяло неуловимым духом столицы джаза Нового Орлеана. И хотя в репертуаре двойного дуэта оказалось всего одно произведение Рахманинова, но это была нетленная "Сирень"...
После концерта растроганный теплым приемом Игорь Пономаренко был непринужден и откровенен.
- Почему именно "двойной дуэт"?
- А чтобы не квартет! Я в свое время ушел из "Терем-квартета" с желанием глубже искать возможности народных инструментов в самой разной музыке. А они оказались действительно неисчерпаемы.
- Но неужели трехструнная балалайка не знает чисто технических границ исполнения?
- Все зависит от музыканта. От его желания и любви к этим инструментам. Так повелось, что у нас в стране в музыкальных училищах готовили очень много, даже слишком много "народников". Но ведь одним фольклором сыт не будешь, этим музыкантам надо совершенствоваться, и путь тут один - искать новые пути в самой разной музыке. Как говорится, не было бы счастья, да несастье помогло.
- Прозвучавшее на концерте - всего лишь маленькая часть вашего разностороннего репертуара?
- Да просто мизерная часть! Мы много выступаем с разными солистами, ездим по миру, есть у нас и короткие музыкальные зарисовки, и киномузыка, как отдельный пласт, и большие кантаты, и даже опера. Вот хорошо бы здесь в Тамбове в этом зале эту оперу и поставить. Мне атмосфера очень нравится!