Концерт в Большом зале консерватории, выход из печати книги о жизни и творчестве музыканта, дисков с его записями, учреждение новых именных стипендий и грантов... И, конечно же, "Кремль музыкальный"... Как живет он сейчас без своего основателя, своего музыкального главнокомандующего? Кто теперь готовит программы и приглашает исполнителей мирового масштаба? Об этом рассказала президент Международного благотворительного фонда Николая Петрова, вдова выдающегося пианиста Лариса Григорьевна.
"Кремль музыкальный" всегда открывался в день рождения маэстро. Удивительно, что именно в этот день, из года в год музыкант всегда выходил на сцену и работал...
Лариса Петрова: Категорически отрицаю слово "работа"! Работают столяры, плотники, краснодеревщики, кузнецы и т.д. Творчество не может быть работой! Сам Господь Бог был Творцом, и если Он человека делает творцом, то дает ему и крылья, чтобы летать... И уж если Он кого-то "поцеловал в макушечку" - то Николай Арнольдович был точно "поцелованный"! Ведь для него выступление никогда не было работой. Он обожал сцену, это было самым главным в его жизни. Он не то чтобы пьянел от восторга, он словно перемещался совершенно в другое измерение. Он точно был не здесь, он где-то парил над нами. Причем Николай Арнольдович никогда не уставал после концерта, сколько бы он ни играл. Это была только радость, радость и радость...
"Кремль музыкальный" уже давно вызывает у нас прямые ассоциации с именем Николая Арнольдовича. Как возникла идея продолжать его замечательное начинание?
Лариса Петрова: Многие годы мы готовили с ним фестиваль вместе. Со мной были мысли и желания Николая Арнольдовича, и я смогла их реализовать в двух последних фестивалях. Теперь, я считаю, наступил такой момент, когда руководство "Кремлем" я должна передать в очень ответственные и главное, - "родные" руки. И таким человеком я по праву считаю Дмитрия Когана, потому что мы его на этом фестивале фактически вырастили. Да он и сам по себе значительная фигура в музыкальном фестивальном движении. Он проводил много мероприятий такого рода, например, на Дальнем Востоке, на Урале, в Сибири и на Волге. Дима просто обожал Николая Арнольдовича, а для меня это очень важно. Я попросила его принять предложение стать художественным руководителем "Кремля музыкального" в дальнейшем.
Вы хотите, чтобы фестиваль как-то менялся?
Лариса Петрова: Безусловно. Сейчас ему нужны свежие молодые музыкальные силы. И это видится мне как уже совершенно другой фестиваль имени Николая Петрова. Николай Арнольдович всегда придавал большое значение молодежи и Дмитрий должен продолжить эту традицию. А что он дальше придумает, это его право. Он хочет привлекать к фестивалю как можно больше знаменитостей. Пусть опирается на Сашу Гиндина, на Дениса Мацуева, который сказал мне, что всегда с удовольствием готов принять участие в "Кремле музыкальном". Даже уже вот эти музыканты отроют новые яркие страницы в жизни фестиваля.
Вы сказали, что воплотили планы Николая Арнольдовича в этом году, т. е. все участники были приглашены еще самим Николаем Петровым?
Лариса Петрова: Многие годы проведение фестиваля было моим жизненным стимулом. Мы часто обсуждали, как будет проходить очередной форум. И Николай Арнольдович всегда хотел видеть близких по духу музыкантов, любил преемственность поколений. В этом году будут играть Александр Рудин со своим оркестром Musica Viva, Дима Коган и его Volga Philarmonic, а также такие известные пианисты, как Александр Кобрин и Вячеслав Грязнов. В память о Петрове будет специальный Вечер фортепианных дуэтов. Из молодежи выступят: последняя аспирантка Николая Арнольдовича Александра Сапсович и скрипач Миша Митрофанов (он участвует уже второй раз, мы его "подращиваем"). Пригласили феноменальную фантастическую пианистку из Гонконга Тиффани Пун. Даниил Крамер традиционно завершит фестиваль джазовым концертом. Весь фестиваль - это любимые музыканты Николая Арнольдовича!