В первой части пресс-встречи гости нового театра ознакомились с "начинкой" нового театрального здания. Огромное фойе со стеклянными лестницами и мостиками, со свисающими прозрачными "созвездиями" светильниками. Разрекламированная гигантская - по вертикали трех ярусов - желтая ониксовая стена. Панорамная стеклянная стена, открывающая вид на не слишком ухоженный город и историческую Мариинку, срочно штукатурящую себя к предстощим торжествам.
Наконец - святая святых - зал Мариинки-2 - тонированная в коричнево-бежевые тона гигантская подкова с ярусами, обтянутыми деревом и скромными вкраплениями светящихся точек светильников. Из атрибутов "роскоши" - мало корреспондирующая с убранством зала светящаяся гирлянда в центральной ВИП-ложе, куда попасть смогут только избранные по отдельному стеклянному мосту.
Но комфорт в зале обещан для всей публики - в партере его сразу оценили: удобные кресла с широкими спинками, поднимающиеся под углом, так, что не придется никому смотреть спектакль, по выражению Гергиева, "в позе вопросительного знака". На балконах тоже не будет "невидимых" мест, которых в исторических театрах, как правило, больше половины.
Во второй части "променада" в оркестровой яме каких-то невиданных размеров появился маэстро и продирижировал программу, презентовавшую разные стили, жанры, исполнительские возможности. "Сеча при Керженце", Ария Ленского в исполнении Евгения Акимова, Tuba Mirum из Реквиема Верди, огромная Стрелецкая сцена из "Хованщины" с хором и солистами Евгением Никитиным, Геннадием Беззубенковым, Андреем Зориным, Виталием Ишутиным, Адажио и финал из 5-й симфонии Малера.
Оркестр звучал по акустике впечатляюще. Солисты и хор пели только на авансцене: за задником, натянутым в виде исторического Мариинского занавеса Головина, продолжаются работы.
Гергиев заметил, что "отличие этой акустики от нашей знаменитой акустики Концертного зала Мариинского - огромное пространство за сценой. Мы тут можем проводить футбольные матчи. И это увеличивает не только технические возможности Мариинского театра, но и дает акустическое богатство. Когда мы строили этот зал, главным нашим требованием была высота зала. И мы добились, чтобы высота была, чтобы звук мог уходить во всех направлениях и обогащался. Я открывал многие залы в мире - в Пекине, в Японии, в Голландии, и этот опыт помогал мне, когда строили Мариинку-2".
Важной в новом театре является для Гергиева и возможность работать с выдвижными сценами, которые могут заранее монтироваться к спектаклю. Это позволит не прерывать афишу в случаях, когда, например, монтируется сложнейший спектакль "Война и мир".
"По техническим возможностям, - сказал Гергиев, - новый театр не уступает ни одному театру мира. Он уже при рождении ориентировался на то, что в мире является самым передовым. Но в погоне за техническим совершенством могут пострадать живые акустические качества. Сам зал создан в идеальных пропорциях. В любой точке этого зала хорошо видно и слышно. Но нам предстоит еще колоссальная работа, потому что даже в Концертном зале Мариинки мы до сих пор что-то выверяем".
Еще один статус, которого добились здесь: у людей, которые приходят в театр и должны провести в театре несколько часов, не должно быть ощущений некомфортности.
По поводу того, что думает Гергиев о критических замечаниях в адрес внешнего вида здания, маэстро парировал:
- Мне есть о чем думать: о том, как лучше представить для публики сочинения Шостаковича, Прокофьева, Мусоргского...
Через неделю начнется продажа билетов в новую Мариинку-2. Планы на ближайшие два месяца уже сверстаны.
5 мая в Пасхальное воскресенье в новом театре состоится День открытых дверей, и каждый сможет войти и посмотреть "начинку" нового здания Мариинки-2...
* Строка из стихотворения поэта и "будетлянина" Велимира Хлебникова.
Алексей Шалашов, генеральный директор Московской филармонии:
- Мое первое впечатление, что это звук, которого я никогда не слышал в театре. Это новый звук: звук даже не театра, а хорошего концертного зала... Прежде у меня всегда в театрах - и в Большом, и в старой Мариинке, было ощущение, что я прислушиваюсь, настраиваю свой слух.
Конечно, сейчас много говорят, что наш слух стал другим. Мы живем в шуме. И сегодня, вероятно, для того, чтобы музыка производила то впечатление, которое она производила на людей сто лет назад, нужна другая акустика. И вот он - этот театр: современный, элитный и демократичный одновременно, грандиозный по своему качеству и по своему комфорту.
У меня от атмосферы этого театра, от зрительного впечатления есть ощущение какого-то удивительного уюта, тепла. Здесь создается комфорт каждому, а не так, как в старых театрах: небольшая горстка тех, кто сидит в партере и небольшая часть, кто сидит на лучших местах в ярусе по центру. Всем остальным ничего не видно.
Это действительно другой - современный театр, который использует все достижения человечества, чтобы дать публике настоящее ощущение музыки, окунуть человека в искусство. Это я почувствовал сегодня.