18.04.2013 00:03
Культура

В Москве стартует фестиваль польского кино "Висла"

В Москве стартует фестиваль польского кино "Висла"
Текст:  Ариадна Рокоссовская
Российская газета - Столичный выпуск: №84 (6060)
В Москве стартует ставший традиционным фестиваль польского кино "Висла".
Читать на сайте RG.RU

С 18 по 28 апреля в кинотеатрах "Художественный" и "Иллюзион" москвичи смогут увидеть более 30 лучших польских картин последних двух лет. Из Москвы "Висла" отправится в другие города страны. Польские фильмы можно будет посмотреть в Иркутске, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Норильске, Ростове-на-Дону, Светлогорске, Твери, Зеленограде. А откроет фестиваль премьера ленты "Ганс Клосс. Ставка больше, чем смерть" - продолжение легендарного сериала о приключениях польского разведчика во время Второй мировой войны. Эту картину в Москве представит исполнитель роли Клосса Станислав Микульский, который ответил на вопросы "РГ".

Пан Микульский, в России вы известны прежде всего как исполнитель роли Ганса Клосса в фильме "Ставка больше, чем жизнь". А в Польше? Вы никогда не чувствовали себя заложником этой роли?

Станислав Микульский: В каком-то смысле, конечно, чувствовал. Я прежде всего ассоциируюсь у людей с Клоссом. Ну, да с этим ничего не поделаешь. У нас до сих пор сохраняется огромный интерес к этому фильму. В последний год чуть ли не в каждый уик-энд на каком-нибудь канале показывают две-три серии. "Ставка" снималась больше сорока лет назад - в 1967-1968 годах. Я к этому моменту сыграл во многих других картинах, играл в театре. В этом ситуация у нас отличалась от советской - у вас были и артисты, которые связали свою жизнь с кино, а у нас все актеры были театральными, и их, как это у нас называется, "одалживали" на съемки фильмов. К сожалению, широкий зритель в России не имел возможности увидеть меня на театральных подмостках, хотя мы дважды были на гастролях в Советском Союзе еще в 70-е годы.

"Многие режиссеры боялись меня снимать, потому что полагали, что зритель будет видеть во мне Клосса"

А в кинокарьере не мешало вам это героическое амплуа разведчика "без страха и упрека"? Бывали такие ситуации, что вас приглашал режиссер фильма или спектакля и предлагал сыграть польского Джеймса Бонда, а вы отвечали: "Дайте мне лучше комедийную роль!"

Станислав Микульский: Бывали и такие ситуации. Ведь не только у зрителя я ассоциировался с Клоссом - это-то еще можно понять - но и многие режиссеры боялись снимать меня в своих фильмах, потому что полагали, что люди всегда будут видеть во мне только Клосса. По-моему, это абсурд! Случалось, что я из-за этого отказывался от некоторых ролей в кино. А бывали ситуации, когда я сам просил снять меня в той или иной роли, а режиссеры мне отвечали: "Нет-нет-нет, зритель не примет тебя в этой ипостаси". Хотя это неправда. И у нас, и у вас, и в странах Западной Европы многие актеры, снявшиеся в популярных сериалах, потом с успехом играли в других картинах. Ведь зрители просто хотят видеть тех артистов, которых они полюбили. Сегодня, если актер, снявшись в сериале, стал популярным, его охотно приглашают сниматься в полном метре. Но это потому, что поменялись правила. Теперь нами частично управляет коммерция. Когда-то не было важно, окупится фильм или нет, главным было, что режиссер его снял. А в современных условиях перед началом съемок режиссер должен быть уверен, что с помощью этой картины заработает денег на следующую.

Читайте также
Патрик Вега: Мы пригласили наиболее популярных польских актеров молодого поколения и сделали их совершенно неузнаваемыми

Когда вам предложили сняться в современном продолжении "Ставки", какой была ваша реакция?

Станислав Микульский: Проше Пани, этот фильм появился с опозданием, как минимум, на 30 лет. Давным-давно во всех тех странах, где показывали "Ставку", люди спрашивали меня, когда будут следующие серии. Когда "Ставка" была на пике популярности и ходили разговоры о том, что стоило бы снять продолжение сериала, ведь он довольно короткий - всего 18 серий - никто не мог на это решиться. Только теперь, когда мы с паном Эмилем Каревичем, который играл Брюннера, уже очень пожилые люди, мы дождались этого предложения. Мне 84 года, моему другу Каревичу - 90 лет, в этом возрасте на такие вещи смотришь совершенно иначе. Нас пытались омолодить, но камера и экран очень жестоки и выдают все несовершенства возраста. Так что мы это воспринимали, скорее, как приключение с кино. Новый фильм "Ганс Клосс. Ставка больше, чем смерть" режиссера Патрика Веги будут показывать на нынешнем фестивале "Висла". Там Клосса и Брюннера играем и мы, и молодые актеры.

Удается ли вам в последнее время бывать в Москве?

Станислав Микульский: В конце 80-х годов я работал в Москве директором центра польской культуры и информации. С тех пор я пару раз бывал проездом, не имел возможности посмотреть современную Москву. Так что я нахожусь в радостном предвкушении встречи спустя 23 года отсутствия.

Как вы думаете, такие кинофестивали имеют смысл?

Станислав Микульский: Конечно! Ничто не объединяет людей так, как культура! И "Спутник", который привозит российское кино в Польшу, и "Висла", благодаря которой россияне имеют возможность увидеть наше кино, очень важны для взаимопонимания людей.

Мировое кино Москва Столица