А ведь еще в январе глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов предупреждал, что интернет-торговля - это проблема, которую многие пока недооценивают. На "Деловом завтраке" в "Российской газете" (опубликовано 25 января 2013 года) Бельянинов говорил, что за прошлый год неуправляемая и нерегулируемая "отрасль" выросла в разы. "На этот год прогноз еще более настораживающий, - сообщил глава ФТС. - Поэтому здесь необходимы системные меры. Мы готовы их предложить. Делать вид, что ничего не происходит, больше нельзя".
Первой не выдержала такого нажима интернет-торговли система доставки. В московских аэропортах уже второй раз в этом месяце приостанавливают прием посылок из-за рубежа, в которых лежат заказанные россиянами товары по цене в 2-3 раза меньше, чем в России. Дефицит складских помещений.
И ждать их, похоже, придется долго. В последние дни вал жалоб на доставку из-за рубежа, конечно, снизился, завалы, которые неделю назад составляли до 500 тонн, несколько разгребли. Но радикально проблема еще не решена. Например, склады грузового терминала "Аэропорт Москва" в Шереметьево по-прежнему переполнены. И пока объем скопившихся там отправлений не уменьшится с нынешних 133 до 30-50 тонн, принимать грузы оператор аэропорта отказался.
Тем, кто уже заказал посылки, эксперты рекомендуют набраться терпения и ждать почтальона. Проблема системная, и быстро ее разрешить не получится, отметил замруководителя отдела стратегических разработок Российской ассоциации электронных коммуникаций Глеб Шуклин. Нужны в том числе и изменения в законодательстве, которые позволят частным компаниям участвовать в доставке посылок. Пока почтовикам позволено только прибегать к услугам авиакомпаний по доставке грузов в аэропорт. А также нанимать операторов в самих аэропортах для разгрузки и хранения посылок в их терминалах, которые последние несколько лет никто не увеличивал по объему. Сейчас почтовикам приходится заниматься тем, что они вывозят груз из аэропорта на другие терминалы. И уже там начинают сортировку, а потом доставку посылок, что, понятно, не ускоряет процесс, считают эксперты.
Отказываться от интернет-покупок тоже не стоит, считают в Россвязи, которая курирует почтовые вопросы. Однако при заказе теперь следует обратить внимание на сроки доставки, при планировании необходимо ориентироваться на актуальную ситуацию с обработкой почтовых отправлений. На основании статистических данных, говорят в ведомстве, "мы рекомендуем перенести заказ посылок на месяц и учитывать пиковые даты". Предновогодний период, периоды сезонных распродаж, 14 и 23 февраля, 8 Марта, 1 сентября - до и после наступления этих дат наблюдается наибольший рост объемов заказов. Покупателю следует ответить на единственный вопрос: что для него важнее экономия средств от разницы в цене или период ожидания? Возможно, следует делать покупки в российских магазинах, которые располагают достаточным ассортиментом и обладают складскими запасами товаров, оформленными и прошедшими все таможенные процедуры, отмечают эксперты ведомства.
Что касается возможных путей разрешения ситуации, то сейчас в Московском транспортном узле существуют четыре международных пункта: Москва-Внуково, Москва, Москва-Шереметьево, Москва-Домодедово. Готовится к вводу пункт при Казанском вокзале. Но дефицит площадей для обработки и таможенного оформления международных посылок к 2017 году составит около 40 тысяч квадратных метров. Поэтому обработку международной почты необходимо централизовать для обеспечения всего комплекса требований ФТС, это позволит повысить эффективность и своевременность обработки и доставки. Поэтому нужно создавать единый хаб в Центральном регионе. Россвязью совместно с "Почтой России" при одобрении ФТС подготовлено техническое задание на его проектирование.
Но это наше прекрасное завтра. А в проблемном сегодня надо срочно увеличивать количество мест таможенного досмотра, причем по всей России. "Мы готовы просить у правительства дополнительной штатной численности для реализации этой проблемы, которая пока не стала глобальной", - сказал Бельянинов на "правительственном часе" в Совете Федерации. По его мнению, увеличить штат таможенников нужно в течение ближайших пяти месяцев. Чтобы избежать задержек корреспонденции, Бельянинов предложил также переводить места таможенного досмотра на круглосуточный режим работы. Однако для того, чтобы точно знать, сколько таможенников надо привлекать к досмотру почтовых отправлений, службе нужны точные данные от операторов по увеличению площадей. Россвязь уже подготовила и направила официальное письмо с просьбой рассмотреть возможность принятия отдельного решения об обеспечении достаточной численности сотрудников таможенных органов, занятых обработкой международных отправлений, с учетом организации круглосуточного режима работы, сказал "РГ" замруководителя Федерального агентства связи Дмитрий Панышев .