Но сначала о самом проекте... В интервью нашему корреспонденту Анастасии Скорондаевой инициатор проекта Александра Вахрушева утверждала, что "в прошлом году "на ура" приняли "Библионочь" молодые люди от 16 до 30 лет. В одну только Тургеневку пришло более 2000 человек - это огромная цифра даже для столичной районной библиотеки. И во многих библиотеках-участницах по России происходило то же самое".
Первое мое выступление состоялось в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова. Сама история этой библиотеки легендарна. Она была основана в 1919 году как библиотека при Сущевско-Марьинском клубе рабочих. Это говорит о том, что и в годы Гражданской войны власть и рабочие коллективы заботились об образовании масс; так что не всё в старых учебниках по истории о ликвидации неграмотности в первые советские годы было неправдой.
А вообще этот старинный красивый особняк на улице Казанской (ныне Сущевской) был построен в 1878 году (планировал дом сын Владимира Даля - архитектор Лев Даль) и принадлежал знаменитому русскому художнику - моряку, внуку А.Н. Радищева, Алексею Петровичу Боголюбову. В прошлом блестящий морской офицер, окончивший Петербургскую академию художеств, с 1855 года - художник Главного морского штаба. В его творчестве существовали одновременно две тенденции. Одна из них - документально-историческое изображение морских баталий и пейзажей в духе реалистического романтизма, другая - связана с реалистическим пленэрным пейзажем.
Следующим владельцем дома был Николай Сергеевич Третьяков, племянник основателя галереи П.М. Третьякова и сын С.М. Третьякова, также известного коллекционера. Сам Николай Сергеевич увлекался живописью, был секретарем общества любителей художеств. В 1891 году им сооружена каменная пристройка к скромному деревянному дому А.П. Боголюбова. Автором проекта в стиле псевдоклассицизма был известный архитектор А.Э. Эрихсон.
На первом моем выступлении молодежи много не наблюдалось, в основном пришли ценители живописи и книги среднего и пожилого возраста. Но вопросы задавались точные, глубокие, а главное, чувствовалось, что люди читали мои предыдущие книги о Горьком и Толстом. В это время в библиотеке был очень плотный график. Например, одновременно проходила совместная выставка работ студентов Института бизнеса и дизайна, Национального института дизайна и Музея современного искусства, которая называется "АП!". Необыкновенное мастерство исполнения отличает работы молодых художников, большинство из которых уже давно является участниками длинного списка выставок, конкурсов и фестивалей. В этом году экспозиция посвящена нескольким направлениям в изобразительном искусстве XX века: аналитическому искусству и сюрреализму. Прямо в "Библионочь" художниками были представлены миниатюры, трансформации формы и арт-объекты. А также показан перформанс "Пауза". Кстати, выставка продлится еще 2 недели.
Там же проходит выставка австралийского художника и писателя Дэвида Вонсбро "Ниже травы". Дэвид Вонсбро услышал старинную английскую застольную песню Down Among the Dead Men на концерте ансамбля La Stavaganza. Речь в песне идет о пустых бутылках вина (the dead men), которые следует ставить на пол под стол. Размышления Вонсбро о жизни и о царстве мертвых положили начало настоящей серии, в которой представлены два мира: природы и ниже - жизнь червей и остатки старых поселений. Эти картины отражают миры сознания и подсознания.
Когда я прибежал на второе выступление в рамках проекта "Библионочь" в магазин "Библиоглобус", здесь-то как раз царила молодежь - права оказалась Александра Вахрушева. Такое скопление молодых людей бывает только на самых модных дискотеках! И тоже меня порадовало: молодые люди знают, читают книги тех авторов, на встречи с которыми они идут. Поэтому и вопросы звучат со знанием дела, а не только канонический вопрос, который я слышу на всех своих выступлениях: "А правда, что Горького отравил Сталин?" - "Нет, не правда", - со вздохом отвечаю я. Хотя больше, конечно, интересовались Львом Толстым. Некоторые вопросы (например, "Толстой и Индия") были для меня настолько непросты, что мне приходилось извиняться: простите, но я в этом не специалист. Хотя рассказать об отношениях молодого Ганди и старого Толстого все-таки могу. Ситуация ведь и впрямь интересная: в 1909 году молодой Ганди пишет Толстому в Ясную Поляну письмо, где признается, что разделяет его взгляды. Толстой ему подробно отвечает по-английски. И вот удивительно: в России толстовские идеи не прижились, зато Ганди с успехом воплотил их сначала в ЮАР во время англо-бурской войны, а затем в родной Индии во время "непротивленческой" борьбы индусов с англичанами. В 1946 году они покинули Индию. Попробуй побороться с миллиардом... "непротивленцев"!
Я ушел из "Библиоглобуса" в начале десятого вечера. Но принцип работы магазина в этот день - до последнего посетителя. Очень хотелось бы на него посмотреть!
Кто этот самый стойкий московский (а может, приезжий?) читатель? Кто этот самый стойкий оловянный солдатик?
А я бы сделал "Библионочь" настоящей ночью. Поставил раскладушки, включил музыку, и пусть людям снятся: кому - острова сокровищ, кому - "Вселенные" Дмитрия Глуховского, а кому - первый бал Наташи Ростовой.