По мнению американского эксперта, в самом выгодном положении окажутся территории, где традиционно развита сфера услуг - та отрасль экономики, которая, согласно мировому опыту, притягивает до 50 процентов всех инвестиций. Именно развитие сферы услуг и сельского хозяйства наряду с повышением производительности труда в промышленности и станет для России "формулой успеха". По некоторым оценкам зарубежных аналитиков, потенциал повышения ВВП России от вступления в ВТО составляет порядка 30 процентов.
Точками роста экономики, по мнению Тарра, также могут стать черная, цветная металлургия и химическая промышленность - те отрасли, которые ориентированы на экспорт. Устойчивые внешние связи, обусловленные географическим положением, должны дать ряду российских регионов (в частности Северо-Западу и Дальнему Востоку) определенную фору в сравнении с их "коллегами", удаленными от границ. Уралу и Сибири, а также регионам, ориентированным на неперспективные с точки зрения ВТО отрасли - легкую, пищевую промышленность и стройиндустрию, Тарр посоветовал улучшать бизнес-климат.
- Сегодня инвестиционный климат в вашей стране существенно ухудшают два фактора: коррупция и плохая логистика, - отметил эксперт.
Руководитель российской делегации на переговорах о вступлении России в ВТО Максим Медведков пессимистичного взгляда американского коллеги не разделяет. Он считает, что в ВТО достаточно инструментов для защиты тех или иных отраслей производства, надо только уметь ими пользоваться.
- Никто не препятствует реализации национальных программ развития и промышленной политики, - заявил Медведков. - Весь вопрос в том, какие инструменты мы можем использовать для достижения своей цели? Один пример. Сейчас у всех на слуху жалобы аграриев на то, что вступление в ВТО мешает их планам развития. Хорошо. Но вот за последние 15 лет по просьбе промышленников введено более 25 мер защиты рынка, по просьбе аграриев - ни одной. Причина для меня не понятна.
По его словам, в одной из европейских стран аграрии добились введения законодательной нормы о том, чтобы продукты питания для школ и больниц завозились не дальше, чем за 100 километров. И все - рынки сбыта в обозримом будущем они себе обеспечили. Правила ВТО не запрещают таких мер.
Среди масштабных механизмов защиты внутреннего рынка, которые перечисляли эксперты на конференции, - горизонтальные субсидии, ограничение трудовой миграции, стимулирование рынков при помощи госзакупок и возможность регуляции стоимости денег Центробанком.
Немаловажное условие для создания конкурентоспособной экономики - поддержка предпринимателей. Так считает главный научный сотрудник Норвежского института стратегических исследований, профессор кафедры международной экономики Высшей школы экономики и менеджмента (ВШЭМ) УрФУ Эрик Райнерт. Он отметил, что России следует учиться у стран, где оказывается поддержка малому и среднему бизнесу в технологическом производстве.
- Необходимо также поддерживать рост населения. Стоит обратить пристальное внимание и на зарплаты. Высокая заработная плата - драйвер эффективности, - заключил Райнерт.
Задачу повышения конкурентоспособности в ближайшее время придется решать и российским вузам. Глобализация высшей школы ставит отечественные университеты на одну ступень с зарубежными конкурентами и открывает двери абитуриентам как "наружу", так и "вовнутрь". От способности вузов привлекать местных и иностранных студентов будет зависеть, сможет ли страна обеспечить свою экономику квалифицированными специалистами.
- На наш взгляд, эффективным механизмом, объединяющим интересы вуза, региональной экономики и бизнеса станет университетский технополис, - считает ректор УрФУ Виктор Кокшаров. - Он будет создан на основе кампуса и включит в себя технопарк и индустриальную зону.
Мировой опыт подтверждает этот тезис: крупные и наиболее успешные инновационные кластеры развитых стран были созданы при активном участии университетов. Примером может служить не только широко известная Силиконовая долина, но и такие проекты, как Шоссе 128 в США, Идеон в Швеции, технологические зоны во Франции, Китае, Тайване, Японии, Индии, Турции. Верно и обратное, отмечают эксперты: там, где власти развитию высшей школы уделяют повышенное внимание, там и университеты быстро вырастают до центров международного уровня.
Уральский федеральный университет, по мнению многих участников конференции, давно стал признанным центром экономических исследований в регионе. Кроме того, вуз имеет прочные связи с научными и образовательными центрами в России и за рубежом, что позволяет ему успешно развивать совместные научные исследования и разрабатывать программы двойных дипломов в области экономики и менеджмента. Особая роль в развитии этих направлений отводится ВШЭМ УрФУ.
Как отметил замминистра образования и науки РФ Игорь Федюкин, подобные нынешнему форуму научные мероприятия обогащают знаниями университеты и задают векторы развития российской экономики. Амбициозные задачи не случайно ставятся именно на Урале, считают эксперты. Во-первых, экономика "опорного края державы" носит ярко выраженный индустриальный характер. Во-вторых, здесь началась активная модернизация производства. Это тот вектор, по которому двинулись многие развитые страны мира, ведь сегодня максимальная добавочная стоимость создается не там, где наиболее дешевый труд, а где рождаются инновационные идеи и разработки. Именно туда и идут инвесторы.