26.04.2013 15:41
Культура

Владимир Журавлев: Игра Вана Клиберна служит красоте музыки

Текст:  Владимир Журавлев
Пианист Ван Клиберн, который так полюбился советской публике во время его выступления на первом конкурсе Чайковского в 1958 году, активно концертировал около полутора десятка лет. Основу его репертуара составляла романтическая музыка, которую он, по воспоминаниям скрипача Артура Штильмана, играл тонко, стильно, одухотворенно и виртуозно-законченно. Но таких высот, как в 1958 году, его искусство потом, пожалуй, уже не достигло. Когда никому не известный юноша из Техаса приехал в СССР, ему было всего 23 года.
Читать на сайте RG.RU

Те волнующие дни апреля, случившиеся 55 лет назад, запечатлели абсолютный творческий взлет одного из крупнейших пианистов прошлого столетия. На этот пьедестал Ван Клиберн сумел подняться чуть ли не в одночасье. Многие музыканты и простые любители, видевшие его выступления, сходились во мнении, что перед ними играет не одаренный конкурсант, а законченный мастер. Магия игры Клиберна распространялась не только на присутствовавших в зале, но и на смотревших телевизионные трансляции. На что это было похоже? Есть ли возможность сейчас, по прошествии стольких лет, погрузиться в музыкальные события, виновником которых стал американский пианист? К счастью, одно из его выступлений 1958 года оказалось записанным на видео. Несколько лет назад запись была издана на DVD и стала доступна для массового слушателя. Ван Клиберн исполняет Третий концерт Сергея Рахманинова в Большом зале Московской консерватории в содружестве с дирижером Кириллом Кондрашиным.

Трудно комментировать эту запись адекватно ее музыкальному содержанию. Те, кто не мог присутствовать на том концерте, и сейчас ощутят необузданную романтическую страсть, которую таила в себе игра Клиберна. Что уж говорить о тех, кому посчастливилось услышать ее вживую. На видеозаписи хорошо видно, под каким воздействием находятся зрители. Обычно аскетичные лица советских людей светятся каким-то особым внутренним светом. Американский пианист покоряет своим исполнением одного из самых русских концертов.

Можно ли как-то описать то, что происходит на сцене? Первое, что приходит на ум: Клиберн не просто играет, а проживает эту музыку. Концерт представляет собой невероятные технические сложности для пианистов. Пальцы многих справляются с ними, но не преодолевают их музыкально. Клиберн же вообще не борется с роялем, ибо ему не известно, что это такое. Его игра настолько естественна и стихийна, что полностью отрывается от инструмента. Накал страстей, особенно в каденции первой части, невероятно высок. У Клиберна нет никакого намека на эмоциональное однообразие или виртуозное бахвальство. После того как оркестр Кондрашина стихает, пианист вступает поразительно тихо, а затем плавно, но с постепенно нарастающей мощью подводит к громоподобной кульминации. И при этом ни малейшей грубости: Клиберн нигде не утрачивает чувство меры. Вслед за "взрывом" следует красивейшая лирическая тема, в которой музыкант буквально парит перед затаившей дыхание публикой. Те тончайшие, а главное -  разнообразные краски, которых он добивается в этом фрагменте, не поддаются какому-либо осмыслению. Воздействие его игры иррационально потому, что служит не красоте как таковой, а красоте самой музыки.

На такой волне звучит весь этот Концерт. Ни плохое качество трансляции, ни периодически "проваливающиеся" из-за этого партии оркестра не мешают оценить эмоциональную силу выступления Вана Клиберна. В конце пианист исполнил, казалось бы, избитую мелодию "Подмосковные вечера". Вкус и здесь не изменил ему: он сыграл ее не менее вдохновенно, чем Концерт Рахманинова, вызвав у оркестрантов и зрителей в зале непроизвольные улыбки. Необычное и весьма тонкое завершение концерта - музыкальная благодарность публике за такой теплый прием и такое отношение к своей игре. Отношение весьма заслуженное.

Стоит ли говорить о том, что на записях последующих лет Клиберн, играя как истинный мастер, не смог достичь такого вдохновения, как на этом концерте и выступлениях в 1958 году? Даже если бы осталась только эта видеотрансляция, он все равно вошел бы в историю как один из величайших исполнителей фортепианной музыки. Это был уникальный апрель, в котором случился невероятный взлет артиста, лишенного какой-либо сделанности и обладавшего феноменальным человеческим и музыкальным обаянием. Клиберн пережил тогда свой звездный час, но час этот навсегда останется в памяти человечества. Таковым было воздействие его игры, которое сильно и поныне. 

Классика