Сольный концерт пианиста Игната Солженицына, 29 апреля, Малый зал Московской консерватории
Игнат Солженицын - музыкант, чьи исполнительский стиль и музыкантское кредо находятся в постоянном движении, являя пример неустанного творческого труда. В этом старании трудно не заметить продолжения философско-литературной традиции его отца - Александра Исаевича Солженицына.
Игнат оказался в семье единственным музыкантом, называя свой случай "подарком Бога". Один из трех сыновей Александра Солженицына, он относится к музыке не как к средству для пиара собственного таланта, но как к уникальной возможности услышать голос композитора, дать ему снова и снова шанс прозвучать, сказать свое слово миру от лица Вечности. Понятие "виртуозности" для Игната Солженицына - пустой звук, "невыносимая легкость бытия" - это сказано не про него. Его игра кажется прямым продолжением работы неутомимого интеллекта, в которой меньше чувственного, больше рационального, поверенного Словом.
На вопрос о том, к какому типу художника музыкант причисляет себя, Игнат Солженицын ответил, что считает себя "солдатом музыки", стоящим на страже смыслов: "Сегодня люди, которые не сочиняют музыку, должны, в первую очередь, донести до слушателей замысел композитора. Не надо выпячивать себя, выказывать свой стиль. Если я играю Шостаковича, то я хочу, чтобы говорили: "Звучит Шостакович", а не "Солженицын играет Шостаковича".
Игнат - музыкант с позитивным отношением к сложностям жизни, в чем нельзя не заметить отцовских генов: "Я все-таки оптимист". Главный дирижер Камерного оркестра Филадельфии, преподаватель по классу фортепиано в знаменитом Музыкальном институте имени Кёртиса, а также главный приглашенный дирижер Московского симфонического оркестра, музыкант формирует программы своих концертов так, чтобы в них выстраивались сверхсюжеты. Так и на этот раз он собрал в одном концерте музыку, в которой можно искать ответы на последние вопросы Бытия. Сонату для фортепиано Соль-мажор Франц Шуберт написал за год до смерти. Светлую и позитивную диезную тональность композитор не случайно выбрал и для последнего струнного квартета, чтобы выразить свой ясный, мудрый взгляд с высоты неспешного птичьего полета на сложности мира. Сочинения французского бельгийца Сезара Франка и парижанина Оливье Мессиана объединяет сакральная тематика композиторов, вошедших в историю еще и как органисты. Если в знаменитом своеобразном триптихе из прелюдии, хорала и фуги, звучащим с органным размахом, есть элемент абстракции, высокого обобщения, идущей от великого Баха, то в "Поцелуе младенца Иисуса", являющемся самой большой, восемнадцатиминутной частью цикла "Двадцать взглядов на младенца Иисуса", слушатель может зримо ощутить присутствие Святого Духа в момент духовной экзальтации. Мессиан сочинил этот цикл в разгар Второй мировой войны, в 1944 году, мощно отрефлексировав тем самым страшные события катастрофы вселенского масштаба и открыв литургическую тему в своем творчестве. Первой исполнительницей цикла была пианистка Ивонна Лорио, ученица Мессиана, ставшая впоследствии его женой.