30.04.2013 00:05
Культура

Московский Синодальный хор выступил в Мюнхене и Лейпциге

Московский Синодальный хор выступил в Мюнхене и Лейпциге
Текст:  Татьяна Эсаулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №94 (6070)
Московский Синодальный хор под руководством Алексея Александровича Пузакова уже не раз выполнял важную культурную миссию в рамках "перекрестных годов" России-Италии, России-Испании. 2013-й объявлен годом России-Германии. При поддержке Министерства культуры и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Хор выступил в Мюнхене и в Лейпциге.
Читать на сайте RG.RU

Такие культурные проекты с участием Синодального хора интересны еще и тем, что исполнители представляют западной публике исконно русские традиционные церковные песнопения, шедевры Бортнянского, Кастальского, Чеснокова, Рахманинова и других русских композиторов в знаменитых католических соборах Европы. Это весьма необычное и очень ожидаемое событие как для местных прихожан, так и для зрителей, пришедших на такой концерт, и, конечно же, для самих выступающих.

Концерт в Мюнхене был облечен в роскошную "барочную оправу" - Театинеркирхе - Церковь ордена театинцев, построенная итальянскими мастерами в XVII столетии как королевская церковь. В 1659 году принцесса Генриетта Аделаида Савойская дала обет в благодарность за рождение наследника возвести этот красивейший храм. Помпезный фасад и величественный купол высотой 71 м. сделали эту церковь примером архитектурного совершенства барокко на многие годы. Храм обладает мощнейшим органом. А концерт в Лейпциге стал поистине настоящим событием для русских музыкантов: он был проведен в еще более примечательном храме - Томаскирхе - Церкви Святого Фомы. В 1539 году в День Святой Троицы здесь провел службу известный реформатор Мартин Лютер, а с 1723 по 1750 годы церковным хором руководил Иоганн Себастьян Бах. Буквально все здесь овеяно его аурой: памятник у подножия храма, бронзовая надгробная плита прямо в церкви, где покоятся останки великого композитора, музей, посвященный гениальному музыканту

Оба концерта открылись своеобразным эпиграфом - исполнением сочинения Баха Контрапункт №1 из Искусства фуги (в переложении для хора). А затем прозвучали "Страсти по Матфею" Владыки Илариона для хора, солистов и оркестра - органная версия сочинения, для исполнения которой были приглашены из православного Собора Святителя Николая Чудотворца в Вене Протодиакон Виктор Шиловский (Австрия) и регент Татьяна Щерба (Беларусь), исполнившая органную партию в концертах. "Страсти по Матфею" Митрополита Илариона можно назвать сочинением новаторским, ведь сам автор, присутствовавший на концерте в Томаскирхе, говорит о том, что "форма сочинения заимствована из западной традиции пассионов, однако его содержание целиком ориентировано на православную церковную традицию". В отечественной музыкальной литературе такое "соединение" пока не имеет аналогов. Автор опирался на стилистику и манеру русского церковного пения XIX столетия, некоторые номера близки псалмодической речетации, характерной для Православной Церкви. Звучание органа, заменившего в этой версии оркестр, придало музыке Страстей особое величие, торжественность, а в некоторых моментах некую отрешенность. Своды старинных соборов по-новому заставляют звучать хоровую партитуру этого сочинения: еще больше высвечивается тембральное богатство голосов Синодального хора, красота динамических переходов от мощного звучания всех голосов к солирующим партиям. Необычное сочетание "чисто" русских музыкальных интонаций в органном обрамлении, визуальный ряд - великолепные барочные интерьеры, - все это создавало атмосферу необыкновенного праздника больших культурных традиций. И, конечно же, у всех на устах главное имя - Иоганн Себастьян Бах.

От первого лица

Митрополит Иларион:

"Томаскирхе" - это совершенно особое место. Здесь в течение многих лет служил кантором Иоганн Себастьян Бах, здесь постоянно звучит его музыка… Для меня Бах всегда был эталоном великого композитора. Все свои мысли и чувства он посвящал Богу. Когда я писал свои "Страсти по Матфею", я вдохновлялся его примером, его музыкой. Но в первую очередь я вдохновлялся православным богослужением.

Для каждого музыканта посещение Германии - родины великого музыканта - незабываемое сильнейшее впечатление. Церковь Томаскирхе, где буквально все пространство озарено его величайшим гением, стала для певцов огромным стимулом во время исполнения концерта. Можно отметить большой душевный подъем, артистическую свободу и невероятную творческую отдачу. Тем более, что концерты проходили в преддверии главного христианского праздника - Святой Пасхи. Публика на концертах была очень разная, но все пытались как-то выразить свою благодарность музыкантам, подходили, общались на английском, немецком, украинском и русском языках…

Между тем

Во время пребывания в Лейпциге Московский Синодальный хор принял участие еще в одном знаковом событии - богослужении, совершенном Митрополитом Иларионом в Свято-Алексиевском Храме-памятнике Русской Славы, рядом с которым покоятся русские воины - герои Отечественной войны 1812 года. Этот православный храм в Лейпциге был построен в 1913 году в память "Битвы народов". Знаменательно, что на открытии этого храма 100 лет назад также пел Синодальный хор, традиции которого сейчас возрождает Алексей Александрович Пузаков. Концерт Московского Синодального хора был объявлен символом христианского братства знаменитой Томаскирхе и Русского Храма-памятника и приурочен к двойному юбилею Битвы народов и 100-летию основания Русского Храма-памятника.

Классика