Концерты звезд мировой оперы с подобными программами - огромная редкость. А в современной России по очевидным причинам идеологического свойства они стали возможны и вовсе только в восьмидесятых годах прошлого века. И тут же исполнения великих Ирины Архиповой или Николая Гедды были вписаны золотыми страницами в историю вокального искусства.
Дмитрий Хворостовский в середине девяностых годов уже обращался к духовной музыке. И даже записал диск с Санкт-Петербургским камерным хором под руководством Николая Корнева. И хотя программа, сделанная ныне с "Мастерами хорового пения" и также записанная (релиз диска ожидается осенью), перекликается с предыдущей работой, здесь Дмитрий Хворостовский совсем другой.
Даже в богослужебной музыке с каноническими церковными текстами певец позволяет себе "дерзать от первого лица". Он "не прячет" свой роскошный голос, пропевая, "смакуя" каждую ноту. В этом исполнении чувствовалась сильная внутренняя вера, но только не покорность и смирение. И тут даже "Хвалите имя Господне", Разбойника благоразумного" или "Символ веры" кажутся едва ли не изысканными ариями, звучащими в сопровождении хора.
Во второй части концерта Дмитрий Хворостовский спел такие хиты, как "Вдоль по улице метелица метет", "Однозвучно гремит колокольчик", "Выхожу один я на дорогу"… В исполнении каждой песни он щедро демонстрировал и всю красоту своего баритона, и виртуозное соперничество тонкости ума, глубины чувств и легкой светскости сценического поведения.
Под финал труднейшего вечера голос солиста порой требовал и максимума профессионализма, и пощады. Но Дмитрий Хворостовский, не дрогнув, довел концерт до восторженного завершения. И даже уважил не слишком воспитанную нашу публику (многие весь вечер не могли унять собственные "мобильники"), и спел предсказуемо требуемую залом на бис свою знаменитую "Ноченьку".
Дмитрий Хворостовский:
- Для меня каждое появление в России - настоящее и долгожданное событие. В определенной степени этот концерт можно считать выступлением в поддержку совсем нового моего альбома, который я недавно записал вместе с хором под управлением Льва Конторовича для финского лейбла "Ondine". Мне кажется, очень красивый альбом получился, где каждое произведение будто моноконцерт: поешь об одном, думаешь о другом, а публика чувствует что-то совершенно иное. Русские песни - нечто глубинное, загадочное, ностальгическое для меня, что описать словами практически невозможно.