07.05.2013 00:30
Экономика

Бизнес укрепит военно-промышленный комплекс России

Бизнес укрепит военно-промышленный комплекс страны
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №17 (895)
Менее года назад при правительстве РФ был создан Совет Военно-промышленной комиссии по развитию государственно-частного партнерства. О первых его инициативах "РБГ" рассказал член совета, директор направления "Новый Бизнес" Агентства стратегических инициатив, председатель предпринимательского сообщества "Клуб Лидеров по продвижению инициатив бизнеса" Артем Аветисян.
Читать на сайте RG.RU

Чем занимается совет?

Артем Аветисян: В его рамках созданы 10 рабочих групп по отдельным направлениям. Основной задачей совета является формирование предложений по созданию эффективной системы взаимодействия военного и гражданского секторов экономики в интересах ВПК. Уже одобрена Концепция применения механизмов ГЧП в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Чем эта Концепция полезна для бизнеса?

Артем Аветисян: Целью ее разработки стало определение направления и способов обеспечения в долгосрочной перспективе до 2020 года применения ГЧП в сфере ОПК в интересах создания и производства нового поколения вооружения, военной и специальной техники. Основной задачей является создание правовых и финансовых условий для привлечения частных инвесторов в ОПК. В советское время мощный ОПК формировался за счет того, что оборонная промышленность была интегрирована в планово-распределительную систему и извлекала из этого максимальный результат. В советском ОПК была сосредоточена большая часть научно-технического потенциала страны. При этом большинство НИОКР выполнялось непосредственно в интересах обороны. Ситуация кардинально изменилась после распада СССР. Большинство межотраслевых, научных и производственных связей было потеряно. На ряде предприятий конверсия была проведена неэффективно. Кроме того, часть предприятий научно-технической отрасли оказалась за рубежом. На Украине располагались предприятия, выпускающие стратегические ракеты, авианосцы. В государствах Балтии - предприятия радиоэлектроники и приборостроения. Также за пределами Российской Федерации оказались многие станкостроительные предприятия и предприятия по производству комплектующих.

Каковы основные направления развития ОПК сейчас?

Артем Аветисян: Основной задачей, стоящей перед ОПК сегодня, является обеспечение взаимного трансфера результатов научно-технической деятельности между оборонным и гражданским секторами экономики. Это реконструкция и техническое перевооружение организаций ОПК, а также разработка и внедрение перспективных и прорывных технологий. Поэтому государству необходимо обеспечить открытость ОПК для доступа в него российских предпринимателей. Для этого должен быть получен доступ к информации по отдельным мероприятиям госпрограммы вооружения и федеральной целевой программе, направленной на развитие ОПК, включая создание единой информационной базы с учетом обеспечения ее безопасности. Проблемы закрытости и отсутствия информации о проводимых закупках по линии государства характерны не только для ОПК, но и для большинства отраслей народного хозяйства.

А в "дорожные карты" АСИ входят эти вопросы?

Артем Аветисян: Безусловно. Это неоднократно отмечалось бизнесом и явилось причиной разработки дорожной карты "По расширению доступа субъектов среднего и малого бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием", которая создавалась на основе предложений предпринимателей. Мы сейчас активно работаем над этой проблематикой, в первую очередь очень важно провести ревизию существующей нормативно-правовой базы на предмет возможности интеграции бизнес-сообщества в ОПК. Если же действующее законодательство не позволяет полноценно реализовать такую возможность, мы предлагаем подготовить и внести в него изменения.

Каковы возможности развития ОПК в рамках ГЧП?

Артем Аветисян: Очевидно, что развитие ОПК только за счет бюджетных средств невозможно. Исторически результаты оборонных НИОКР использовались в гражданских отраслях, и сегодня взаимодействие должно обеспечить взаимный трансферт технологий. В ряде отраслей (телекоммуникации, новые материалы) именно гражданские отрасли являются движущей силой динамичного развития военной техники, в других (авиация) - наоборот, военные разработки дают толчок гражданским секторам. Элементами системы должны являться межотраслевые и отраслевые (региональные) центры сбора, хранения и распространения информации о созданных технологиях. Это позволит обеспечить единство учета и предоставления сведений о результатах выполнения НИОКР, повысить прозрачность и эффективность использования технологий. Обратной процедурой должно стать создание новых оборонных производств за счет средств частного бизнеса. Новые компании могут стать источником технологических прорывов. Целесообразно создать объединенный портал, информирующий о потребностях ОПК в привлечении новых технологий и инвестиций.

Возникают новые возможности и мотивации к сценарию развития ОПК в рамках ГЧП. Государство обеспечивает концентрацию ресурсов на определенных приоритетах и проектах, оказывает содействие в упрочении положения отечественных производителей на внутреннем и глобальном рынках, бизнес привносит инвестиции, менеджмент, управление проектами, технологии. Очевидно, что высокотехнологичные частные компании могут быть источником технологических прорывов, например в части IT-технологий. С учетом эффекта от реализации проектов по созданию технопарков в гражданских отраслях промышленности целесообразно развивать подобные проекты в ОПК. Одной из предлагаемых мер является возможность использования высвобождаемых земельных участков и производственных помещений для создания технопарков в ОПК.

Много говорится о неэффективно используемых землях, находящихся в ведении ОПК...

Артем Аветисян: Вовлечение в хозяйственный оборот неэффективно используемых земель даст новый оборот развитию ОПК. Оборонка сегодня является крупнейшим правообладателем земельных участков, расположенных по всей стране, это хорошо известно. Вместе с тем эти земельные ресурсы не полностью используются для собственных нужд, а некоторые потенциально привлекательные для развития бизнеса территории и вовсе заброшены. Законодательные ограничения не позволяют использовать их не только для гражданских нужд, но и для организации производства самого ОПК.

Чем еще планируете завлекать бизнес в ОПК?

Артем Аветисян: Привлечь частные инвестиции должен помочь перечень инвестпроектов, понятных и привлекательных для бизнеса. На площадках АСИ и "Клуба Лидеров" предприниматели ведут активную работу по изучению мировых практик применения ГЧП в этой сфере. Причем в отечественной практике могут быть использованы как отдельно взятые готовые решения, так и комплексные подходы к сфере сотрудничества государственного и частного сектора в ОПК. Одна из наших инициатив - создание специализированного Оборонного фонда прямых инвестиций (ОФПИ). В отличие от Фонда перспективных исследований, ОФПИ будет нацелен на инвестирование средств как в существующие предприятия с потенциалом роста, так и во вновь создаваемые производства, в том числе двойного назначения, где уместно привлечение частного капитала. Размер ОФПИ должен быть значительным (3-5 трлн руб.), чтобы иметь возможность реализовать масштабные проекты. Фонд может быть структурирован по аналогии с Российским фондом прямых инвестиций, как 100% дочерняя структура ВЭБа. ОФПИ может быть как независимой управляющей компанией, так и стать частью РФПИ. При осуществлении инвестиций доля ОФПИ будет составлять не более 50%, оставшаяся часть должна быть привлечена от частных инвесторов. Также мы предлагаем cоздать Федеральное агентство содействия развитию ОПК. По аналогии с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства основной задачей Агентства должна стать подготовка инвестпроектов в ОПК для привлечения частного капитала. Для этого Агентство разработает стратегию развития отрасли и конкретных предприятий, в том числе с ориентацией на глобальные рынки, а также стратегию привлечения частного капитала в предприятия ОПК, комфортную для государства и привлекательную для инвесторов. Агентство также может осуществлять проекты по повышению инвестиционной привлекательности конкретных предприятий: разрабатывать финансовые и бизнес-планы по международным стандартам, развивать систему корпоративного управления, управленческого учета и отчетности, юридическую структуру, риск-менеджмент и т.д. Цель - создание добавленной акционерной стоимости для государства и инвесторов посредством дальнейшего эффективного развития бизнеса. Помимо этого, Агентство будет содействовать развитию нормативно-правовой базы для обеспечения привлечения частных инвестиций в ОПК, а также упрощению создания новых оборонных производств с помощью государственно-частного партнерства. Результатом деятельности Агентства должно стать количество сформированных по международным стандартам реальных предложений для инвесторов, и самое главное, объем реально привлеченного частного капитала в предприятия ОПК.

Еще одна инициатива - создание Ассоциации частных инвесторов в ОПК России. Она позволит консолидировать на одной площадке всех потенциально заинтересованных в ОПК российских и зарубежных частных инвесторов. А также она позволит привлечь внимание профессиональных инвесторов к инвестиционным возможностям в сфере ОПК России и станет форумом для продвижения инициатив органов госвласти и институтов развития.

Бизнес Агентство стратегических инициатив