По данным аудиторов, в России за прошлый год был продан в кредит 1 млн автомобилей, что составляет 34,8% от объема всего российского авторынка. По сравнению с докризисным 2008 годом доля кредитных авто в общем объеме продаж в прошлом году снизилась до 46,3%, однако в деньгах объем выданных автокредитов вырос на 37% (с 19 млрд долларов), в то время как в разгар кризиса в 2009 году он снижался до 7,8 млрд долларов.
В Ernst & Young причинами роста рынка автокредитования называют возвращение уверенности потребителя, более доступные кредиты, рост конкуренции в этом секторе, в том числе со стороны банков глобальных автоконцернов, и разнообразие кредитных программ. В исследовании отмечается, что ухудшение макроэкономических показателей привело к замедлению активности на рынке автокредитования во второй половине 2012 году, что будет определять невысокие темпы его роста в 2013 году.
Вместе с тем, как считают эксперты, говорить о том, что рынку автокредитов грозит серьезный кризис, преждевременно. Автомобиль уже давно перекочевал из разряда средств передвижения в число "товаров первой необходимости", а значит, машины в любом случае будут продолжать активно покупаться и продаваться.
"С середины осени прошлого года на автомобильном рынке наблюдается спад, последствия которого не могли не сказаться на рынке автокредитования. Принимая во внимание эту тенденцию, существенного увеличения роста продаж автомобилей, и, как следствие, автокредитов, в 2013 году по рынку мы не ожидаем. В связи с этим основным стимулирующим фактором кредитных продаж останутся совместные акции банков с автопроизводителями и дилерами", - отметила начальник управления развития автокредитования Райффайзенбанка Наталия Морозова. Она добавила, что в предыдущие годы положительную динамику роста автокредитов обеспечивали благоприятная экономическая ситуация и государственные стимулирующие программы (субсидирование автокредитов, программа утилизации и т.д.). Если не будет негативных внешних и внутренних факторов, прогноз на ближайшие годы, по мнению Морозовой, исключительно оптимистичный. Россия остается перспективным автомобильным рынком, с большим потенциалом роста и развития. А вместе с ним будет развиваться автомобильное кредитование, как один из основных драйверов роста.
"Хоть в последнее время доля кредитных авто в общем объеме продаж и снижается, но она все равно высока. Всегда бывают периоды перенасыщения рынка, которые просто нужно воспринимать как должное. Средние зарплаты по стране невысокие, а наличие личного авто-транспорта у нас является вещью статусной (особенно, у молодого населения). В частности, из-за этого спрос на авто-кредиты будет сохраняться на высоком уровне", - добавил старший аналитик ИГ "Норд-Капитал" Сергей Алин.