С 1 мая вступило в силу ограничение на движение (с 6.00 до полуночи, а после 1 октября - до 22.00) по МКАДу и далее в черте города всех грузовых автомобилей, тяжелее 12 тонн, а до этого без спецпропусков запрещено было въезжать на МКАД и в город только транзитным грузовикам.
Эти правила вводит постановление правительства Москвы от 22 августа 2011 г. N 379-ПП "Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы" (с изменениями от 15.11.2012 N 650-ПП, 26.12.2012 N 833-ПП, 14.02.2013 N 75-ПП). Оно-то и вступило в силу в первый день мая. Для мегаполиса, страдающего от заторов, решение оказалось как нельзя кстати. Количество грузового транспорта на МКАДе снизилось примерно на треть.
Дорожная сеть в России исторически проложена таким образом, что все трассы ведут в Москву. И дальнобойщик, везущий, допустим, груз из Курска в Екатеринбург, вынужден проезжать если не через Красную площадь, то уж через МКАД непременно. Совершенствование сети федеральных автодорог - дело необходимое, но, к сожалению, небыстрое, а столичную проблему с пробками и загазованностью решать надо. И ограничение движения большегрузов по "кольцу" - один из шагов в этой работе. На "круглом столе" по проблемам грузовой логистики, прошедшем в Московской торгово-промышленной палате, замруководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Михаил Ан сообщил: "Задачи по модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы и упорядочению транспортных потоков - долгосрочные. И запрет выезда большегрузного транспорта на МКАД - лишь одна из мер. Нам нужна обратная связь: какие проблемы возникли у бизнеса в связи с этим решением и что нужно сделать, чтобы устранить их?"
По словам председателя совета гильдии логистических операторов МТПП Светланы Домниной, транспортно-логистические компании уже постепенно адаптируются к новым условиям. Не против нововведения оказались и легальные перевозчики. Так, руководитель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов считает, что оно позволит снизить уровень нелегальных перевозок на рынке. Такое решение может заставить многих нелегалов получить лицензию на выполнение перевозок (без нее не получить спецпропуск). В результате улучшится безопасность дорожного движения, повысится зарплата водителей. Кроме того, как заметил Котов, этот запрет способен решить еще одну достаточно сложную проблему - в столице, скорее всего, закроются склады, которые ранее были перевалочными пунктами.
По мнению начальника отдела грузовых перевозок департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Владимира Панчищина, "сейчас существуют две проблемы, которые волнуют бизнес: ускорение процедуры выдачи пропусков, дающих право осуществлять перевозки в дневное время, и наличие стоянок. С апреля на сайте госуслуг есть возможность в электронном виде подать документы на оформление пропусков, что позволит сократить срок рассмотрения документов с 14 до 3 рабочих дней. Никаких квот на выдачу пропусков в Москве нет - нужно только правильно оформить документы". Кстати, госномера автомобилей, получивших спецпропуска, тут же попадают в базу данных ГИБДД, а владельцам транспортных средств-нарушителей обязательно придут "письма счастья" со штрафом в 2 тысячи рублей (с каждой камеры видеонаблюдения, зафиксировавшей нелегальный проезд грузовика).
"Залогом полноценного отдыха водителя и одной из важнейших превентивных мер предупреждения краж транспортных средств и грузов является парковка в надежных и безопасных местах, - сообщил "РГ" автор портала "Склад законов" Владислав Артамонов. - Таковым местом является цивилизованная автостоянка". Что касается стоянок, где фуры, приехавшие в Подмосковье днем, могут дождаться ночи, то их сейчас 27 общей вместимостью 745 большегрузных авто. В ближайшее время дорожники обещают открыть еще 18 площадок, обустроенных по всем правилам. "Росавтодор видит решение данной задачи через привлечение внебюджетных источников. Уже поступают обращения от нефтяных компаний, рестораторов, мотельеров, которые готовы участвовать в формировании типовых мест отдыха", - подчеркнул "РГ" руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. С другой стороны, имеющихся стоянок достаточно: представители Росавтодора сообщили, что площадки для отдыха дальнобойщиков заполнены на 10 процентов. Этому стали свидетелями и журналисты "РГ", "прочесавшие" несколько магистралей.
Да, рачительные предприниматели не заинтересованы, чтобы автомобили простаивали часами, поэтому делают так, чтобы фура приезжала в Подмосковье ближе к ночи. Предприятия, которые не могут отменить дневную доставку товара, перешли на использование транспорта меньшей вместимости. Ну а третьи загоняют грузовики на Большое и Малое московские кольца и трассы регионального значения (на федеральных трассах стоять нельзя - везде соответствующие знаки). Что странно при наличии пустующих площадок на подступах к Москве.