14.05.2013 00:40
Digital

Эксперты: Мобильный и интернет-банкинг пока не очень распространены в РФ

Мобильный и интернет-банкинг пока не очень распространены в России
Текст:  Евгения Носкова
Российская газета - Спецвыпуск: Связь и телекоммуникации №100 (6076)
Клиенты банков при выборе кредитной организации все чаще обращают внимание на ее "продвинутость" с точки зрения информационных технологий, отмечается в отчете CNews Analytics "ИКТ в финансовом секторе". Среди наиболее актуальных векторов развития банковских ИТ внедрение новых платформ Интернет- и мобильного банкинга. По прогнозам экспертов, через два-три года можно ожидать существенного сокращения операций, осуществляемых с использованием пластиковых карт, в пользу операций с использованием мобильных устройств. Впрочем, текущая статистика не дает оснований для подобного оптимизма. Так, по данным Фонда общественного мнения, сегодня интернет-банкинг используют лишь 13% населения России. Еще более печальные цифры у исследовательской компании GfK Rus: 2%.
Читать на сайте RG.RU

- Мобильные платежи в России - это не то, что подразумевается под ними во всем мире, - отметил гендиректор Moby.Money Максим Евдокимов. - Там это оплата товаров и услуг посредством телефона или планшета, но источником является банковский счет или электронный кошелек. В России же это оплата с лицевого счета оператора связи. Более того, у нас даже появился Закон "О национальной платежной системе", регулирующий эту возможность. Направление развивается, в нем видят потенциал большое количество игроков, поэтому можно говорить о его хороших перспективах.

Большая проблема России, по словам Евдокимова, это громадное количество наличных денег в обращении. Типична ситуация, когда человек снимает деньги в банкомате, чтобы с их помощью оплатить услугу через платежный терминал. Хотя большинство банков, особенно крупных, сегодня предоставляют возможность оплачивать услуги напрямую через банкомат, или через мобильный банкинг, или через интернет-банкинг. Впрочем, по статистике Банка России, в 2012 году впервые за 20-летнюю историю рынка розничных платежных услуг доля безналичных операций превысила долю операций по снятию наличных.

Как отмечают аналитики CNews, лет десять назад интернет-банкинг был конкурентным преимуществом лишь крупнейших банков, но сейчас практически все кредитные организации используют эту платформу в связи с огромным спросом клиентов. Мобильный банкинг - это следующая волна, которая вскоре станет в России таким же обычным делом, как и интернет-банкинг, говорится в отчете. Доля молодых и ИТ-продвинутых клиентов неуклонно растет, соответственно, количество банков, не предоставляющих такие услуги, будет сокращаться пропорционально росту нового, "мобильно зависимого" поколения банковских клиентов. Впрочем, пока активное использования мобильного банкинга явление для России не очень популярное.

Еще один тренд в развитии банковских ИТ связан со стремлением банков сделать визит клиента в отделение более комфортным, облегчить и ускорить процесс его обслуживания в точках продаж. Понятно, что в борьбе за клиента нового поколения выиграет банк, который предложит преимущества не только с точки зрении финансовых продуктов, но и с точки зрения сервиса. Сегодня финансовые структуры и в России, и за рубежом тестируют различные форматы банковского офиса с использованием передовых технологий. Возрастает популярность терминальных устройств, фронт-офисных систем, "электронных кассиров". Идея, лежащая в основе этих устройств, полная замена громоздкого и дорогостоящего стационарного кассового узла. В России "электронными кассирами" пользуются пока считаные банки, да и то в тестовом режиме или в качестве дополнительного оборудования.

- Некоторые российские банки сейчас думают про внедрение PFM - системы персонального финансового планирования, которая очень популярна на Западе, - рассказал директор розничного интернет-банкинга Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас. - Ее также можно назвать "личной бухгалтерией", встроенной в интернет-банк и автоматически производящей подсчет и анализ расходов. Почему за внедрением этого сервиса будущее? Человеку важно дать инструмент накопления и экономии, PFM же позволяет формировать поведенческую модель, которая выгодна потребителю, которая позволяет копить, анализировать и планировать свои расходы. Обычному человеку довольно сложно себя заставить копить или экономить, но когда у тебя есть бесплатные и простые в использовании инструменты, которые тебе помогают в этом и большую часть подсчета делают автоматически, то это работает. Мы собираемся внедрить PFM в ближайшее время и надеемся, что наши клиенты оценят простоту и удобство пользования сервисом.

Серьезной угрозой, препятствующей развитию ДБО, остается ущерб от мошенничества в этой сфере. По данным CNews, за 2012 год его объем составил около 100 млн долларов, однако динамика потерь в ближайшие годы будет только увеличиваться. Как отмечается в отчете, эта оценка основывается на опросе экспертов, непосредственно участвующих в расследовании инцидентов в ДБО как со стороны кредитных организаций, так и правоохранительных органов. Кроме того, в расчет принята статистика оценки прямого ущерба от мошенничества в ДБО. Под прямым ущербом понимается сумма похищенных денежных средств через системы ДБО вне зависимости от того, кто в конечном итоге понес убытки - кредитная организация или клиент.

Технологии Банки