Ежегодно в столице воруют разными способами свыше 10 тысяч автомобилей. Из них около полутора тысяч ВАЗов, примерно 5 тысяч "японок" - "Мазды", "Мицубиси", "Тойоты", "Хонды". Чтобы снизить остроту проблемы, руководство столичной полиции и решило провести специальную операцию. В результате количество угонов в сутки снизилось до 17, а в некоторые дни - до 6.
Что важно: в операции участвовали не только оперативники уголовного и инспекторы ГИБДД, но и сотрудники многих других подразделений, в том числе экономической безопасности и полицейского спецназа - почти 4,5 тысячи человек. Из специалистов различных служб скомплектовали 850 групп, которые работали на территории Москвы.
Помимо дорожного контроля за автомобильным потоком, проверок отдельных машин и оперативного реагирования на сообщения об угонах, полицейские выполнили очень кропотливую, нудную, неблагодарную, но необходимую работу: проверили места возможного отстоя и разукомплектования похищенного автотранспорта. В принципе в этом и заключается пусть и не столь эффектная, как погоня за угонщиками, но львиная доля работы против автоворов. По мнению оперативников, надо лишить угонщиков возможности реализовать украденное. На трассе вору может и повезти: он сумеет уйти от погони, его не распознает аппаратура видеофиксации или не заметит гаишник. Но если он не сумеет продать угнанную машину даже на запчасти, то весь риск теряет смысл.
Заместитель начальника Управления московского уголовного розыска полковник полиции Филипп Немов рассказал, что есть настоящие подпольные цеха, где быстро и качественно не только перебьют номера на двигателе или, скажем, кузове, но и изготовят новые детали. И сделают это не кустарно, а настолько качественно, что опознать подделку сможет только эксперт-криминалист. Кстати, именно поэтому заместитель начальника знаменитого МУРа настоятельно порекомендовал всем не заключать сделки купли-продажи по доверенности, а оформлять приобретение автомобиля в ГАИ. По его словам, как правило, накануне выходных или длительных праздников резко возрастает поток "интересных" предложений по продажам машин. В этих объявлениях прельщает буквально все - цена, год выпуска, пробег. Единственное условие: срочность сделки. Ну просто очень нужны деньги и прямо сейчас. Расчет на то, что покупатель не успеет "пробить" машину по базам данных. А машина - угнанная.
Располагаются такие "производства", как правило, на автостоянках, в гаражах, автомастерских. Их прячут на гигантских территориях заброшенных промзон, пустырях, стройках, остановленных заводах. Прочесать такие пространства силами одной лишь полиции невозможно. И не факт, что после просеивания даже через мелкое "сито" удастся что-то обнаружить.
Поэтому к такой конкретной операции впервые привлекли 268 сотрудников частных охранных предприятий.
Полиция, особенно в Московском регионе, давно уже тесно сотрудничает с ЧОПами, тем более что для такого сотрудничества уже имеется законодательная база. Как правило, это - привлечение частных охранников к обеспечению правопорядка на массовых мероприятиях, включение их в группы немедленного реагирования вневедомственной охраны, использование видеоматериалов ЧОПов. Теперь же их включили в группы, которые осматривали возможные базы "преступной экономики". Вместе с чоповцами полицейские осмотрели почти 9 тысяч таких возможных мест. Одних только гаражей и "ракушек" проверили около 6 тысяч. В итоге нашли и ликвидировали четыре криминальных "разборки".
Всего в ходе операции были задержаны 94 преступника, задержано 208 автомашин, находящихся в розыске.