Исследователи утверждают, что интернет-аудитория по-прежнему увеличивается, но, в отличие от предыдущих лет, не так интенсивно. Например, если в 2011 году в России стало на 17% больше пользователей, чем в 2010-м, то в 2012-м рост составил всего 12%. Урал - исключение: здесь прошлогодние темпы превысили показатель 2011-го на 4%, увеличившись с 14 до 18%. А вот, например, в Дальневосточном федеральном округе провайдерам удается находить новых абонентов с трудом: темп роста числа пользователей там упал с 31 до 2%.
Одной из ярких тенденций начала 2013 года стал значительный - на треть в сравнении с тем же периодом 2012-го - рост аудитории мобильного Интернета по всей России. Причина очевидна - большая популярность гаждетов с возможностью выхода в Сеть. Так, в прошлом месяце уже 27% жителей крупных городов для выхода в Интернет использовали различные мобильные устройства. А вот УрФО на общем фоне выглядит бледно: по проникновению, стоимости и доступности мобильного Интернета он находится на нижней строчке рейтинга. Иными словами, уральцы предпочитают использовать свои смартфоны и планшетники в автономном режиме. Не спешит за спросом и предложение: один гигабайт мобильного Интернета в регионах УрФО стоит в среднем 233 рубля - почти в четыре раза дороже, чем у лидера рейтинга по этому показателю - Южного округа.
По мнению экспертов, есть две причины такой тенденции. Во-первых, это недостаточная конкуренция среди операторов, предоставляющих мобильный доступ. Во-вторых, технические проблемы со связью, обусловленные региональной спецификой.
- На Урале неважное качество 3G, - говорит эксперт Дмитрий Калаев. - Вот, например, в Казани уже запущена связь четвертого поколения, а у нас это пока только в планах. К тому же на Урале большая проблема с радиочастотами из-за того, что регион милитаризирован, в результате сотовые операторы не могут выбрать те частоты, которые бы позволили им развивать услугу мобильного доступа.
Индекс доступности мобильного Интернета на Урале составил 0,6. Эта цифра показывает, насколько отличается доступный объем трафика для жителя округа и среднестатистического россиянина - при условии, что они тратят на Интернет одну и ту же часть своей зарплаты. И оказалось, что жители УрФО, расходуя ту же долю зарплаты, что и остальные, могут скачать без ограничений скорости на 40% меньше данных.
Зато уральцы демонстрируют завидную бизнес-активность в Глобальной сети: на миллион пользователей в УрФО приходится 275 региональных сайтов (средний показатель по России, не считая двух столиц, - 145). Также на Урале самая высокая доля бизнес-сайтов - 53% (среднероссийский показатель - 46%).