Неподалеку от стен Ростовского кремля, который в 1973 году сыграл в комедии роль резиденции Ивана Грозного, из песка вдруг выросли и застыли кадры любимой комедии: царь Иван Грозный заслушался магнитофонной записью в квартире изобретателя Тимофеева; на троне царя управдом Бунша под "прикрытием" квартирного вора Жоржа Милославского, уже укравшего у посла медальон; дьяк Посольского приказа Феофан, изумленный указам царя-самозванца; сам шведский посол, явившийся просить Кемскую волость; стоматолог Шпак, рассказывающий псу, сколько и чего у него украли ("Все, все, что нажил непосильным трудом, все же погибло… Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая... три куртки…"); изобретатель Тимофеев, очнувшийся после потери сознания; растерянная и слегка блаженная Ульяна Андревна; режиссер Якин, сидящий в кресле и гадающий, кто же такой перед ним в гриме Ивана Грозного: Сергей Бондарчук, Юрий Никулин или Иннокентий Смоктуновский…
Правда, последняя скульптура открытие выставки встретила недоделанной - у Якина-Пуговкина не было правой руки, а в руке - чемодана. Как объяснил автор песчаной фигуры, московский скульптор Анатолий Лунин, она не успела пройти весь необходимый цикл - просушку и обработку раствором воды и клея ПВА, поэтому пролившийся накануне дождь многое попортил. Пришлось все исправлять и доделывать.
Если же скульптура обработана клеем, то ей, рассказывает мастер, дожди уже не страшны. И правда: пропитанные клеем скульптурные композиции на ощупь кажутся каменными. Лишь бы эти дожди не были затяжными - против таких даже клею противостоять будет сложно.
На восемь скульптурных композиций ушло около двухсот кубометров песка. Причем на абы какого - его искали в радиусе почти ста километров от Ростова. Строительный материал не должен был содержать камни и легко рассыпаться, как речной песок. В итоге искомый суглинок нашли в одном из карьеров.
…На том месте, где запланировано стоять скульптуре, устанавливаются так называемые опалубки (что-то вроде большой песочницы), в которых утрамбовывается песок. Они делаются ярусами, по принципу пирамиды - периметр каждой вышестоящей меньше нижней. Работа над скульптурой начинается с верхнего яруса - ваятель, лепя свое творение, постепенно снимает опалубки сверху вниз. По словам Анатолия Лунина, половину, а то и больше песка скульптор при этом выбрасывает, выгребает. Это даже физически очень трудоемкая работа.
- Идея устроить такую выставку возникла у меня давно, - рассказал организатор и вдохновитель песчаного "Ивана Васильевича…" московский скульптор Антон Вяткин. - Эти края я очень люблю - у меня много знакомых и родственников в Ярославле, Вологде, Петровске, теперь и в Ростове. Я недавно заехал в Ростов, погулял по городу, и меня поразили эти места, кремль. Я вспомнил, что здесь снимался фильм Гайдая… Собрал троих скульпторов, своих хороших друзей - питерца Дмитрия Клименко, москвичей Александра Кныша и Анатолия Лунина. Это очень хорошие скульпторы, призеры международных конкурсов и фестивалей. И мы воплотили эту идею. Не без труда, но у нас получилось.
Обидно, что жить результатам этого труда - всего лишь до осени. И даже если горожане пожалеют обоих песчаных царей, Милославского, Феофана и прочих персонажей комедии и очень попросят их не разрушать, зимние морозы и перепады температур шанса им все равно не оставят.
То есть подаренному празднику радоваться нужно сегодня. Что ростовцы уже и делают. В том числе дети, для которых по соседству со скульптурами обустроена огромная песочница (плюс бочка с водой), чтобы начинающим ваятелям тоже было где развернуться и попробовать свои силы.