Социологи выяснили, что во время поездок на машине ремнями безопасности отказываются пользоваться 22% водителей и 30% пассажиров. А сидя на заднем сиденье, пристегивает ремень лишь четверть (24%) опрошенных, остальные считают такую меру безопасности излишней. Русский авось как он есть.
Опрос осуществлялся ВЦИОМ в рамках кампании по пропаганде безопасности дорожного движения "Пристегнись!" (совместный проект Госавтоинспекции МВД России, Российского союза автостраховщиков и общественной организации "Движение без опасности").
Женщины дисциплинированнее мужчин: они используют ремень в 76% случаев, а мужчины - лишь в 63%. В опросе социологам пришлось выделить в отдельную группу и жителей Москвы: их ответы сильно отличались от "среднероссийских". Как выяснилось, Москва не верит не только слезам, но и ремням. Среди граждан России всегда используют эти средства безопасности 70%, в столице - 66%. Лишь "иногда" пристегиваются 13% россиян и лишь каждый десятый москвич (11%). Количество тех, кто принципиально не пользуется ремнями, - 3 и 4% соответственно. Зато москвичи чаще давали гордый ответ "я никогда не езжу на переднем сидении!" - 18% против 13% в среднем по России.
Правда, есть и нюансы. По средним цифрам (то есть учитывающих и водителей, и пассажиров) Москва от прочих регионов отстает. Но московские водители явно сознательнее тех, кто крутит баранку в регионах. 83% столичных водителей ремень используют, а средняя цифра по шоферской России - 78%.
Есть среди москвичей и еще одна группа особо сознательных: это пассажиры, которые садятся в машине сзади. Пристегивается на заднем сиденье лишь каждый четвертый "средний" респондент. Среди москвичей таких целых 39%.
Если водитель все-таки попросит их пристегнуться, сидя на заднем сиденье, две трети наших сограждан (69%) согласятся. Однако надо быть готовым к тому, что молодежь станет активно протестовать против такого ограничения свободы ее движений. Среди 18-24-летних лишь каждый пятый согласен пристегиваться на заднем сидении "по обстоятельствам", а 14% сказали, что не будут этого делать "никогда".
При этом россияне прекрасно понимают, что "ПДД писаны кровью". 84% респондентов отдают себе отчет, что ремень безопасности позволяет уменьшить количество травм и снизить смертность от ДТП на дорогах.
Больной вопрос - кого надо штрафовать за непристегнутый ремень пассажира? Каждый четвертый-пятый россиянин уверен, что раз пассажир не пристегнулся - с него и штраф. У москвичей мнение особое. Штрафовать пассажира считают нормальным только 13%, а больше половины (55%) думают, что ответственность должен в данном случае нести водитель (в прочих регионах так ответил только 41%). О том, что наказывать надо обоих, говорили 34% россиян и 30% москвичей.
Большинство жителей России (62%) справедливым штрафом для непристегнутых пассажиров считает сумму в 500 рублей. При этом москвичи стремились повысить планку до 700. Как водится, к более мягким мерам наказания призывали водители - среди них за обмен непристегнутого ремня на 500-рублевую купюру выступили только 56%.
Взрослые люди сами себе хозяева. Гораздо печальнее то, что наплевательски они относятся и к безопасности своих маленьких детей. Дикие цифры. Только половина россиян (51%) использует детское кресло, если перевозит ребенка на своем автомобиле. Среди москвичей таких, к счастью, уже три четверти (75%). Только двое из сотни жителей столицы не пользуются, совершая поездку с детьми, вообще никакими средствами безопасности.
Какими аргументами пронять злостных нарушителей "ременного режима"? Большинство респондентов (56-60%) уповают на эффект от разъяснительной работы. Надо объяснять людям, что собственная жизнь и безопасность близких - дороже всего. Еще 40%, видимо, хорошо знают натуру своих земляков и считают, что заставить их пристегиваться на заднем сиденье может только угроза солидного штрафа. Еще 44% одобряют идею битья рублем непристегнутых пассажиров на переднем сиденье, 50% - той же меры по отношению к водителям.
По мнению россиян, людей может все-таки приучить защелкивать ремень, садясь в машину (неважно на какое сиденье) также усиленный контроль за этим со стороны сотрудников ГИБДД. Или - если ничто не поможет - печальный личный опыт попадания в аварию. Чего, конечно, никому не пожелаешь.