Они, видимо, рассчитывали, что после вступления в ВТО Россия безропотно распахнет ворота внутреннего рынка для беспрепятственного проникновения зарубежной продукции. Дудки! Под антидемпинговую меру попали дизельные фургоны и "комби" (грузопассажирский) с полной массой от 2,8 до 3,5 т, объемом двигателя не более 3000 куб. см. Для Турции и Италии эта мера коснулась определенных марок авто и конкретных автопроизводителей. Так, для LCV Peugeot и Citroen с конвейера итальянского завода Sevel S.P.A. антидемпинговая пошлина с 14 июня составит 23% от таможенной стоимости, для турецкого Форда с предприятия Ford Otosan Sanayi Anonim Sirketi - 11,1%. Сильнее всего досталось Германии, где под антидемпинговую пошлину в 29,6% попали все транспортные средства сегмента LCV всех производителей.
"В соответствии с соглашением между правительствами РФ, Белоруссии и Казахстана от 25.01.2008 г. "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" антидемпинговая пошлина применяется при введении антидемпинговой меры и взимается независимо от ввозной таможенной пошлины, - пояснила "РБГ" старший специалист по методологии таможенных операций компании "Национальный таможенный брокер" Валентина Ионичева. - Антидемпинговые меры относятся к мерам нетарифного регулирования, носят экономический характер и их применение направлено на противодействие демпинговому импорту. Обеспечивают взимание антидемпинговой пошлины, так же как и ввозной, таможенные органы ТС".
Таким образом, с 14 июня совокупная пошлина на LCV немецкого производства составит 39,6%, на указанные модели итальянских авто - 33%, а на турецкие - 21,1%. Представители концернов Daimler и Volkswagen уже заявили о намерении опротестовать данное решение, как не соответствующее правилам игры в ВТО.
Однако необходимо понимать, что данное решение ЕЭК возникло не на пустом месте. "Факты свидетельствуют о наличии значительного демпингового импорта из Германии, Италии и Турции, который наносит материальный ущерб отрасли стран Таможенного союза, - сообщил директор департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК Владимир Ильичев.
Так, специалисты этого департамента, проанализировав российский рынок LCV с 2008 по 2011 год, выяснили, что объем ввоза легких коммерческих автомобилей из Германии, Италии и Турции увеличился более чем на 23%, несмотря на сокращение общего объема их импортных поставок в Таможенный союз практически на треть. Поставлялись такие авто по откровенно заниженным ценам. При этом доля демпингового импорта в общем объеме ввоза LCV в ТС стабильно увеличивалась. В 2011 году доля демпингового импорта в общем объеме ввоза составила 95,4%, увеличившись на 40,5% по отношению к 2008-му. Средневзвешенная цена на продукцию из Германии, Италии и Турции уменьшилась в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 9,5%.
"При росте потребления таких автомобилей в странах ТС в 2011 году по сравнению с 2009 годом в 3,7 раза, темпы роста их производства и реализации в ТС в 2010 и 2011 годах существенно отставали от темпов роста демпингового импорта. Доля таких автомобилей производства Таможенного союза в объеме потребления снизилась за 2009-2011 годы на 20,1%; прибыль отрасли экономики ТС сократилась в 2010 году по отношению к 2009 году на 17%, а в 2011 году отрасль экономики ТС потерпела убытки, рентабельность производства стала отрицательной. В аналогичный период себестоимость производства в ТС выросла на 42,7%, а отпускные цены - лишь на 6,4%, что было вызвано попытками сохранить конкурентоспособность на фоне растущего демпингового импорта", - говорится в материалах расследования.
Как сообщили "РБГ" в Группе ГАЗ, предприятие, безусловно, в последние годы ощущало сильную конкуренцию со стороны европейских производителей LCV: "Этот рынок в России является высококонкурентным. Здесь представлены все основные мировые производители - не только из Европы, но и из азиатских стран. Европейские компании активно работают над расширением своего присутствия в РФ. Значительные средства вкладываются в рекламу, в промо-акции, в различные дисконтные программы. В условиях падения продаж в Европе российский рынок становится все более значимым для европейских производителей. Идет активное продвижение не только новых, но и подержанных автомобилей".
Меры, предпринимаемые ЕЭК, окажутся совсем нелишними для реализации подпрограммы "Автопром" госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной в конце прошлого года. По замыслу разработчиков, к 2020 году производство легких коммерческих автомобилей в России должно достичь 280 тыс. шт. в год, что составит 90% от объема внутреннего рынка (сейчас 81,2%). При этом экспорт российских LCV будет увеличен до 12,5% с нынешних 7%, а объем импорта, наоборот, снижен в денежном выражении на 20%.
И, несмотря на снижение роста российского рынка LCV в прошлом году (8% против 30% в 2011-м), перспективы его очевидны. Это, в частности, связано и с ограничением движения большегрузного транспорта в столице, и с введением в ноябре 2014 года платы за проезд по федеральным трассам грузовиков тяжелее 12 тонн.
А что касается недовольства "обиженных" европейских производителей... От антидемпинговой пошлины есть несколько верных средств. И одно из них - локализация производства в России. Впрочем, тот же Ford совместно с компанией "Соллерс-Елабуга" уже наладил выпуск некоторых моделей LCV в Татарстане. А ГАЗ уже этим летом начнет производить Mercedes-Benz Sprinter по заказу концерна Daimler.