28.05.2013 00:40
Экономика

За 2012 год российский рынок факторинга вырос на 65 процентов

Рынок факторинга вырос за год на 65%
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №20 (898)
За 2012 год российский рынок факторинга вырос на 65% по сравнению с 2011 годом и составил 1,45 трлн рублей, отмечается в докладе "Факторинг в России-2013: разошлись по нишам", представленном на ежегодной конференции рейтингового агентства "Эксперт РА".
Читать на сайте RG.RU

Такую впечатляющую динамику обеспечили, главным образом, крупные клиенты, которые замещали факторингом банковское кредитование. Это подтверждает рост доли крупного бизнеса в структуре факторинговых сделок почти на 4 п.п. (до 59,2%). Корпоративное банковское кредитование показало в прошлом году куда более скромную динамику - 11,5%. Рост сегмента "Замена кредиту" позитивно сказался и на качестве портфелей факторов: по состоянию на 01.01.2013 доля проблемных кредитов снизилась до 1,2% от совокупного объема портфелей факторов.

В прошлом году российский факторинговый рынок стал более специализированным: одни игроки сконцентировались на крупном бизнесе, другие - на МСБ. При этом факторы, аффилированные с крупными банками, предлагали своим клиентам ставки ниже рыночных. "Столкнувшись с повышенным интересом клиентов, они были вынуждены сконцентрироваться на работе с крупным бизнесом. Это позволило достигнуть масштаба, при котором невысокие ставки оправданы", - сказала замруководителя отдела рейтингов кредитных институтов "Эксперт РА" Марина Мусиец. Те, кто на поддержку материнских структур рассчитывать не могут, пытаются сохранять универсальность либо уходят в сегмент МСБ.

- Действительно, факторы сегодня определяют для себя те ниши, в которых они наиболее сильны и обладают конкурентным преимуществом, - отметил гендиректор "ВТБ Факторинг" Антон Мусатов. - Они выбирают те услуги, на которых могут создать наибольшую добавленную стоимость. Рынок переходит от ценовой конкуренции к сервисной составляющей, когда скорость, удобство, простота выходят на первый план в борьбе за клиента. Эта тенденция, на мой взгляд, предопределяет как текущее, так и будущее развитие рынка.

Вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов добавил, что специализация была всегда, но довольно размытая, а сейчас она усилилась, поэтому те, кто не найдет свою нишу, могут вообще уйти с рынка. Рост специализации снизил уровень конкуренции, поскольку число факторов, работающих в одном сегменте, сократилось. При этом наиболее высокой конкуренция остается в сегменте "Факторинг в адрес торговых сетей", потому что, с одной стороны, сегмент предполагает покупку кредитного риска высокого качества по цене чуть ниже стоимости привлечения для МСБ, с другой стороны, у фактора не возникает необходимости в существенном объеме людских ресурсов.

В прошлом году на рынке была также отмечена новая тенденция - кооперация факторов между собой и совместное обслуживание одного клиента. "Еще недавно никто не мог поверить, что факторы могут объединиться в реализации конкретной сделки для максимально полного удовлетворения клиентов. Мы считаем, что подобное сотрудничество игроков рынка продолжится и в этом году", - отметил Виктор Носов. Предправления НФК Роман Огоньков добавил, что инициатором сделки стал сам клиент, создавший уникальную комбинацию сервисных составляющих, которых по отдельности у факторов не было. Что касается дальнейших перспектив этого направления, по словам эксперта, речь пока не идет о некоем конвейерном решении, которое будет масштабироваться - скорее, это будут точечные сделки для среднего и средне-крупного бизнеса.

- Факторы, расширяя набор продуктовых решений и качество сервиса, предлагая продукты разной стоимости, могут создавать уникальные комбинации под конкретного клиента,- отметил Огоньков. - Специализация по подобного рода сделкам основана на недоразвитости рынка кредитного страхования. Потому что если бы в России был сложившийся рынок кредитного страхования, который устраивал бы факторов по аппетиту к риску и структуре сделок и по ценовой политике страховых компаний, такие решения были бы менее вероятны.

"Мы надеемся, что активность страховых компаний будет расти, потому что наша деятельность на рынке безрегрессного факторинга будет в значительной мере зависеть от их лояльности по отношению к кредитным рискам в России", - сказал директор департамента факторинга банка "Петрокоммерц" Александр Морозов.

По прогнозу "Эксперт РА", в 2013 году темпы роста рынка замедлятся до 35-40%, а его объем достигнет 2 трлн руб. При этом рост, как и в прошлом году, будет обеспечен в основном за счет крупных клиентов - при сохранении низких ставок для крупного бизнеса факторинг продолжит "перетягивать" на себя потенциальных банковских заемщиков.

Финансы