Художник со штангой
... Станислав надевает на культю левой руки мягкий свежестиранный носок, за считанные секунды прикручивает к ней фантастического вида металлическую конструкцию и ложится на скамью для пауэрлифтинга (силового троеборья). Специальным замком, заменяющим пальцы, мужчина крепит конструкцию к грифу штанги. Здоровая рука обхватывает гриф с другой стороны... Все, к поднятию тяжестей спортсмен готов.
Со стороны все кажется легко и просто. Немногие знают, что каждый раз, поднимая штангу, этот уникальный спортсмен превозмогает боль. С годами он научился это делать, максимально "сроднив" железо с наполовину отсутствующей левой рукой, но ощущения все равно сложно назвать приятными. Несмотря на это, он изо дня в день вытягивает руки под огромным весом, словно доказывая каждый раз самому себе и окружающим, что ничего невозможного нет.
Станислав без левой руки родился. Точнее, с рукой до локтя. Но, признается, никогда не чувствовал себя ни ущербным, ни несчастным. Ходил в обычный детский сад, где нередко становился центром и вдохновителем детских игр, в обычную школу. Да, случалось, что обзывали, но постоять за себя всегда умел и кулак, хоть и один, имел знатный.
При этом кулак умел еще держать кисть и карандаш: закончив художественную школу, Станислав поступил на художественно-графический факультет Костромского университета имени Некрасова и выучился на преподавателя изобразительного искусства и черчения. Правда, в школе работать не стал.
- Когда в 1997 году я пришел в школу, мне дали ставку меньше 300 рублей, - рассказывает он сегодня. - Совсем несерьезные деньги для мужчины, поэтому пришлось искать другую работу.
Благодаря друзьям
Вся его жизнь - череда сплошных преодолений. С раннего детства он слышал: мальчик никогда не научится кататься на велосипеде - он научился этому в шесть лет и носился по деревне, как и прочие местные мальчишки. Потом не верили в его возможность ездить на мопеде, мотоцикле, автомобиле. Он освоил все, имеет водительские права, и его даже немного забавляет реакция гаишников, если они вдруг останавливают его "семерку". Полицейские обычно сначала переживают шок, потом проверяют документы и без слов отпускают.
Не смущало Станислава отсутствие конечности и тогда, когда он, старшеклассник, надумал заняться спортом. Да не каким-нибудь, а каратэ. Однако двадцать лет назад это боевое искусство было в России полуподпольным, надо было искать сэнсэя, который решал, взять конкретного ученика себе или нет. Договорились о встрече, но Станислав пришел к закрытым дверям...
И больше никого ни о чем парень не просил. Явился в тренажерный зал и начал заниматься там. Для мальчишки, родившегося в 1975 году, кумирами были Шварценеггер и Сталлоне. На культуристов, признается, он смотрел как на инопланетных существ и, естественно, хоть чуточку хотел к ним приблизиться.
Тогда же он задумался о первом протезе - чтобы "уравновесить на тренажере все углы". Сам конструкцию придумал и сам соорудил в небольшой мастерской в родительском доме. Благо, что склонность к изобретательству в нем - тоже чуть ли не с пеленок, да и единственная рука оказалась золотой. В конце девяностых Станислав даже печатался в журнале "Моделист-конструктор". Фантазия, говорит, била ключом, и тогда из всякого найденного на помойке металлолома он сконструировал для родителей сначала мини-трактор, потом картофелеуборочный комбайн, затем второй трактор. Техника работает до сих пор.
В общем, с начала учебы и жизни в Костроме Станислав был уже "экипирован" и в тамошнем зале тяжелой атлетики занимался абсолютно наравне с другими ребятами - в основном студентами городских вузов и техникумов. То время спортсмен называет одним из самых счастливых, потому что именно тогда он ощутил настоящую поддержку друзей и впервые в жизни участвовал в соревнованиях, заняв сразу первое место. С того момента началась спортивная карьера Станислава.
Спортсмен вне правил
В 2000 году он стал чемпионом Ярославской области по пауэрлифтингу, как он говорит, "среди нормальных спортсменов". В 2008 году стал мастером спорта, занимал призовые места на соревнованиях российского уровня. Его личный соревновательный рекорд - 185 килограммов, тренировочный - 200. Весовая категория, в которой он выступает, - 120.
- Я выступал среди нормальных ребят, - рассказывает Станислав. - Выступал и на Кубке России. В свое время правила были проще, меня допускали. В частности, Владимир Васильевич Богачев, президент федерации пауэрлифтинга, ко мне хорошо относился, и с его подачи меня допускали. Другой бы сказал: да иди ты подальше, я на себя ответственность брать не буду....
Но эти, другие, все-таки так говорили... Ситуация, когда спортсмен оказался ни среди здоровых, ни среди инвалидов (во втором случае его вариант инвалидности тоже оказался "мимо правил") привела к тому, что Станислав в 2002 году спорт бросил. Понял, говорит, что никому не нужен, разочаровался. Но через четыре года не выдержал, вернулся. Сейчас выступает с инвалидами.
- Среди инвалидов я тоже "в правила не вхожу", - сетует спортсмен. - И здесь все зависит от личных связей. Если меня приглашают, я приезжаю и выступаю. А с бухты-барахты приедешь, скажут - извини, дорогой... Я к этому уже привык, не переживаю, как десять лет назад.
Кстати, минувшей осенью он одержал очередную победу - на Кубке России в Вологде среди спортсменов-инвалидов. А в марте там же, в Вологде, свой успех повторил.
... Протез, которым Станислав пользуется сегодня, - по счету уже третий. Второй он так много модернизировал и подправлял, что в какой-то момент решил просто сделать новый. Весомая, надо признать, "штучка" - килограммов пять, не меньше. То есть еще пять килограммов плюсом к штанге... Всего же в арсенале "Терминатора" три протеза и масса приспособлений к ним - для жима лежа, сидя, стоя, на наклонной скамье. Только возраст уже такой, когда дают о себе знать и связки, и позвоночник.
- Надо бы завязывать, - говорит Станислав. - Да я без этого уже жить не могу...
По прозвищу Терминатор
Из-за железной руки к Станиславу намертво приклеилось прозвище Терминатор.
- Меня так друзья в Костроме прозвали, - вспоминает мастер спорта по пауэрлифтингу Станислав Горячев. - Пять лет я там прожил. Мне очень повезло с ребятами, которые занимались в то время рядом со мной. Им всем надо сказать огромное спасибо. Они меня поддержали, внушили веру в себя. Я не предполагал, что вообще буду когда-то выступать, а друзья мне сказали: "Почему нет? Поехали с нами". И я выступал на первенстве области среди здоровых пацанов, мне присудили тогда первое место, я выиграл в своей весовой категории. Все болели за меня - и зрители, и судьи. Я просто летал тогда от счастья!
Как ему это удается?
- Это трудно объяснить, - Станислав пытается втолковать собеседнику, как же он обходится без одной руки. - Я с этим живу с рождения и уже не обращаю внимания, настолько приспособился. Совсем другой случай - если человек теряет руку в результате каких-то обстоятельств. Вот таким людям действительно тяжело. А я чувствую себя вполне естественно. У меня даже в голове никогда не возникало тормоза, что вот у меня нет руки и поэтому я что-то сделать не смогу.