...В 2022 году все финансовые беды Америки остались позади, безработица и преступления исчезли, благосостояние народа взлетает до небес. Это произошло благодаря "гениальному" решению ежегодно на 12 часов отменять действие законов. Убивай, обманывай, воруй - ничего тебе не будет. Джеймс Сандин, которого играет Хоук, продает электронные системы безопасности для частных домов. И - благодаря 12-часовой буре - процветает... пока в его дом не стучится несчастный беглец.
Перед премьерой Итан Хоук дал интервью "Российской газете".
Итан, вы знаете, что сюжет вашего фильма практически дословно повторяет один из эпизодов "Звездного пути" - тот, где экипаж попадает на чистую духом пуританскую планету, и там проходит ежегодный "Фестиваль убийств"?
Итан Хоук: Представьте себе, что ни до, ни во время съемок не знал, а после - узнал совершенно случайно. Мой сын восхитился последним фильмом Дж.-Дж. Абрамса "Стартрек: Возмездие" (интервью с участниками этого фильма было опубликовано в "РГ" - М.О.), и я купил ему диск со всеми эпизодами, где и нашелся упомянутый вами.
И что?
Итан Хоук: И ничего. Сюжетов в мире мало, и важно, как сделан продукт. Джеймс Де-Монако - превосходный мастер, и фильм удался. Так, по крайней мере, я считаю. Ему удалось создать по своему сценарию мощную политическую сатиру, корнями вросшую в сегодняшнюю Америку. Вы смотрели картину "Перед полуночью"?
Я всю трилогию смотрела.
Итан Хоук: Вы представляете, что моему сыну этот фильм смотреть нельзя! Фильм о чистой трогательной любви, но нельзя его смотреть, потому что там в одном эпизоде мельком показывается обнаженная грудь. А вот фильмы, где трупы громоздятся на трупы - пожалуйста. Вот этот наш триллер "Судная ночь" он имеет право смотреть, если посетит кинотеатр с кем-нибудь из взрослых, хотя здесь с окровавленными мачете носятся, а тот - нельзя. Вот вам пожалуйста - абсолютные нравственные перекосы. Я - актер, я не могу исправить общество, но показать его пороки я могу и обязан.
Какие же роли ближе всего внучатому племяннику Теннесси Уильямса? Вы же много и превосходно играете и в театре, что редко встречается среди кинозвезд.
Итан Хоук: Назову три имени: Шекспир, Толстой и Чехов. Я мечтаю сыграть Макбета и Лира и не сомневаюсь, что уговорю кого-нибудь из уважаемых мною режиссеров поставить эти спектакли. С Чеховым я более удачлив: играл и в "Иванове", и в "Чайке", и в "Вишневом саде". Играл - и восхищался, как тщательно и мастерски Чехов выстраивал образы, так что погружаешься в них с огромным, почти физическим, удовольствием. Так как перечитал целую кучу биографий Чехова, все его опубликованные письма, то его герои так плотно приблизились ко мне, что я их вижу рельными живыми людьми. Еще одна мечта: сыграть в "Трех сестрах" и "Дяде Ване". Грех будет не сыграть. Ну а Толстой, конечно, просто подавляет своим масштабом личности, пониманием мира - такое ощущение, что для него вообще не было мировых загадок.
Бродвейская постановка трилогии "Берег Утопии" Тома Стоппарда заслужила не только восторги критиков, но высшую театральную награду Америки. Вы сыграли в нем философа-анархиста Михаила Бакунина. Был ли этот образ продолжением загадочных русских душ вашего чеховского перечня?
Итан Хоук: Не думаю. Чехов видел русского человека изнутри - так, как никто за пределами России его увидеть не может. Стоппард же, к которому я отношусь с глубочайшим уважением, - писатель британский, западный. Он замечательно знает Россию, много времени проводит там, изучает культуру, обычаи, но при всем этом его взгляд - взгляд человека со стороны. Мне было бы очень любопытно посмотреть, как сами русские играют эти пьесы.
Как это у вас получается: играть в чеховских пьесах, быть двигателем "про-чеховской" трилогии, я имею в виду, конечно "Перед восходом", "Перед заходом" и "Перед полуночью" - и сниматься в леденящих душу триллерах? Это ведь почти разные професии.
Итан Хоук: Да нет, профессия та же. Во всех триллерах, где я играю, мне интересна и важна природа человеческого страха, не физические действия по убиванию, калечению, и именно внутренняя психология страха. Наверное, этот подход интересен и режиссерам, если меня приглашают. В моем последнем фильме "Синистер" вообще не проливается ни одной капли крови, нет никаких словесных угроз, а жуть просто нависает. Поэтому триллеры - очень интересный опыт. Кроме того, я техасец, хотя может быть и не очень типичный, и мистика мужественности у нас в крови.
Вы артист с отчетливыми леволиберальными взглядами. В Голливуде это - норма, в прочих частях Америки - не такая уж. Какую проблему американского общества вы сейчас видите достойной отражения в кино?
Итан Хоук: Бесконтрольность вооруженной толпы, и "Судная ночь" как раз об этом. Это - антинасильственный фильм, насквозь пронизанный насилием. Его многие найдут жестоким, но это - целительная жестокость.