"Стремительный рост потребительского спроса и использования Интернета в странах Восточной Европы смогли увеличить объем рынка электронной торговли в регионе на 107% в период с 2007 по 2012 год", - отмечается в исследовании EI.
По мнению аналитиков Euromonitor, одним из факторов, повлиявших на рост рынка, является связь между онлайн-торговцами и дешевой производственной базой в Китае, а также то, что потребитель сегодня лучше ориентируется в интернет-пространстве. А России первую строчку в рейтинге рыночных объемов интернет-торговли позволяет держать в основном численность населения.
"Дальнейший рост онлайн-рынка в Восточной Европе во многом будет зависеть от высокой конкуренции в ряде сегментов, а также от недостаточного пока развития инструментов электронного банкинга. Электронные платежи используются потребителями совсем не на сто процентов, недостаток доверия к такого рода способам оплаты тормозит развитие e-commerce. В любом случае, количество платежных сервисов растет, а деятельность таких компаний, как Qiwi в России или PayLane в Польше, которые предлагают альтернативные способы оплаты наличными, привлекает покупателей", - отметили эксперты EI.
Эксперты McKinsey & Co прогнозировали, что к следующему году объем рынка онлайн-торговли в России увеличится до 25 млрд рублей. Международные интернет-ретейлеры также начали активно выдвигаться на российский рынок. После недавнего запуска русскоязычного eBay русскоязычный сайт запустил крупнейший британский онлайн-магазин одежды и обуви Asos. В ближайшее время в Рунет будет выходить и Amazon.
Эксперты считают, что иностранных онлайн-ретейлеров привлекает то, что в России e-commerce растет минимум на 25-35% в год, крупнейшие игроки рынка, входящие в топ-25, в 2012 году увеличили выручку на 55-60%. По данным Data Insight, оборот всех российских интернет-ретейлеров в прошлом году составил 405 млрд рублей, в том числе 280 млрд рублей пришлось на материальные товары - то есть не на билеты и купоны, а на книги, одежду и т.п.
"Основными драйверами развития интернет-торговли можно считать общее повышение покупательной способности россиян, рост конкуренции интернет-магазинов, динамику развития электронных платежей, - в целом рынок имеет огромный потенциал, который только начинает реализовываться, - отметил замглавы отдела стратегических разработок Российской ассоциации электронных коммуникаций Глеб Шуклин. - Рост будет происходить за счет региональной составляющей, развития логистических мощностей, электронных платежей и повышения общего уровня сервиса".
Председатель совета Ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов отметил, что рынок электронной торговли быстро развивался в последние годы во всем мире, хотя в 2012 году в ряде стран наметилась тенденция к замедлению, вероятно в связи с насыщением рынка и новациями по налогообложению: "Россия следует общей тенденции. К дополнительным драйверам можно отнести высокий уровень проникновения Интернета, высокий уровень проникновения современных технологий в целом, географическую разбросанность населения. Особых тормозов для развития интернет-ретейла нет, единственная, но очень острая проблема - отсутствие хорошей системы доставки товаров".
Руководитель интернет-проектов для торговых сетей группы компаний Custis Алексей Баранов подтвердил, что пока основным тормозом развития интернет-торговли в России является слабо развитая логистическая сеть. "Кроме того, эффективная электронная торговля требует полного пересмотра подхода к управлению товарным запасом, который существенно отличается от привычной "офлайновой" схемы, - отмечает он. - Многим интернет-магазинам, в частности, одежды и обуви, важно научиться работать с массовыми отказами от товара после примерки. В среднем от купленной в Интернете одежды отказываются 30-50% покупателей".
Особенных сдерживающих факторов у российской электронной коммерции нет, считают эксперты. "Просто Россия во многих аспектах отстает по сравнению с более развитыми странами - и все эти аспекты тормозят развитие различных отраслей экономики. И как только в каких-то сферах происходит взросление - это дает шанс быстрого роста. И, конечно, покупки за границей приучают россиян оплачивать заказы пластиковыми картами", - отметил руководитель компании "Аристос" Андрей Хромов.
"Покупки через Интернет - это очень удобно для жителей мегаполисов, к вам в офис привозят сразу все необходимое, не нужно ехать через весь город, собирая все пробки, - отметила глава PR департамента компании Ozon Мария Назамутдинова. - И способствовать развитию интернет-торговли в ближайшие годы будет рост проникновения Интернета и расширение ассортимента, который становится доступным для регионального потребителя, учитывая, что полки у интернет-магазина не ограничены".