- Я музыкант не то чтобы молодой - уж скоро 40 - и с волнением думаю о том, для кого мы будем играть через 20 лет, - признался Рахлин. - Понятно, что юноши никогда особенно и не ходили на классику. Надо дождаться, когда 20-летние станут 40-летними. Но к этому возрасту у людей все же должно быть правильное представление о классической музыке. Поэтому я всегда пользуюсь возможностью "выйти к людям" - выступаю в университетах и школах, даже перед самыми маленькими учениками. Стараюсь объяснять им, как понять произведение, и показать, что классика - необязательно серьезная и трагичная. Что она интересна не меньше, чем прекрасная книга или фильм.
Для знакомства с воронежцами (а зрители заняли все кресла и банкетки филармонии) Юлиан выбрал редко исполняемый Второй концерт Шостаковича для скрипки с оркестром - тот самый, где в первой части обыграна тема одесской песенки "Купите бублики". К слову, написано это сочинение было для знаменитого Давида Ойстраха, чьим учеником был учитель Рахлина - Борис Кушнир (профессор Венской консерватории и вторая скрипка Копельман-квартета). Во втором отделении темпераментный гость фестиваля сменил Юрия Андросова у дирижерского пульта, и молодежный симфонический оркестр филармонии порадовал публику популярной "Итальянской" симфонией Мендельсона. Перед концертом Рахлин хвалил местных коллег-музыкантов за дисциплину и желание совершенствоваться.
- К дирижированию я пришел естественным путем: лет 15 назад камерные оркестры взяли моду приглашать солиста без дирижера (это называется play direct), и я как-то стал пробовать силы в новом деле. Принялся учить партитуры и, по сути, открывать знакомые сочинения заново: когда всю жизнь солируешь, не замечаешь произведение целиком, не слышишь, что там играет второй гобой или валторна… - рассказал Юлиан Рахлин. - Я обожаю музыку как таковую, а играть, дирижировать или стоять под нее на голове - вопрос вторичный. Вообще-то мой любимый инструмент - виолончель, но благодаря Борису Кушниру я вот застрял на скрипке и теперь уже, конечно, до виолончели профессионально не доберусь… Единственная возможность к ней приблизиться - играть на альте. Что я иногда и делаю.
…Когда-то Борис Кушнир уговорил коллег взять в квартет девятилетнего Юлиана для выступления на фестивале в Зальцбурге. Опытный педагог уверял, что мальчик будет известным. Не ошибся. Рахлин стал триумфатором престижного конкурса в Амстердаме и самым молодым солистом, когда-либо выступавшим с Венским филармоническим оркестром. Сотрудничает с лучшими симфоническими и камерными коллективами мира, играет на скрипке Страдивари 1704 года и альте 1786 года. Для Рахлина писали такие выдающиеся композиторы, как Гия Канчели, Кшиштоф Пендерецкий и Ришар Дюбуньон.
Сегодня ученик и учитель нередко играют вместе в сборных коллективах. Кушнир приезжает и на фестиваль "Юлиан Рахлин и друзья" в хорватском Дубровнике. "Мы работали с Борисом Исааковичем день и ночь на протяжении 16 лет, и я по сей день ужасно волнуюсь, когда он приходит на мои концерты", - улыбнулся Рахлин, встретив своего профессора в Воронеже.
- Очень часто молодые музыканты, которые рано получают признание, начинают думать, что достигли в мастерстве всех высот. И не принимают уже никаких советов, - отметил Борис Кушнир. - Юлик в этом смысле исключение. Для музыканта крайне важно иметь одного-двух авторитетных знакомых - это может быть коллега, дирижер, педагог - которые смогут сказать что-то кроме: "Поздравляю с удачным концертом!" Идут годы, а вас все только поздравляют… Однажды ко мне подошел после своего выступления один скрипач - молодой, но уже в статусе мировой звезды. Не мой ученик. Я ему, конечно: "Поздравляю!" А он: "Нет, вы скажите, как я сегодня Бетховена сыграл?" Тогда я взял партитуру и пометил, где звучала фальшь, где смычок не так пошел… Вы что, изумился парень, все это слышите? Да, говорю, не только я это слышу! Просто не все могут четко расписать, где и что не так. Юноша взял испещренные моими пометками ноты и исчез со словами: "Иду заниматься".