14.06.2013 00:04
Культура

Композиция "Живая музыка Победы" выдвинута на премию Союзного государства

Представляем соискателя на премию Союзного государства
Текст:  Татьяна Хорошилова (sh@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №22 (602)
Вокально-симфоническая композиция "Живая музыка Победы" композитора Владимира Беляева выдвинута на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства. Сегодня он - гость "СОЮЗа".
Читать на сайте RG.RU

Владимир Владимирович, в вашей жизни было много значимых событий. Наверняка, одно из них - исполнение вашего произведения на Красной площади 24 июня 2005 года в честь 60-летия Парада Победы. Как появилась идея произведения?

Владимир Беляев: Я с трепетом отношусь к песням, написанным в годы войны, считаю их самым ярким из того, что было создано в XX веке. Мы помним эти песни, мы их переживаем при каждом новом исполнении. К сожалению, молодое поколение их почти не знает. Поэтому я решил сделать симфоническую композицию на основе этих песен в исполнении выдающихся певцов и музыкантов. И, знаете, во время того памятного концерта эти песни на фоне кадров военной кинохроники, рядом с Кремлем, вызывали у зрителей слезы. А выступление Иосифа Кобзона с композицией "Поклонимся великим тем годам!" стало кульминацией концерта, 10 тысяч зрителей встали в едином порыве.

Что вошло в композицию?

Владимир Беляев: На основе песен военных лет я создал симфонические композиции. Была использована музыка Александрова, Дунаевского, Богословского, Соловьева-Седого, Блантера, Фрадкина, Гольда, Мокроусова, Новикова, Пахмутовой, Шостаковича... Причем нужно было успеть все сделать за два месяца. Это была нечеловеческая концентрация усилий. Потом запись этого концерта я показывал молодежи в разных уголках России, Беларуси и Украины. Знаете, смотрели от начала до конца и с огромным интересом.

У вас в семье воевали?

Владимир Беляев: Отец три года провел в осажденном Ленинграде, дошел до Венгрии. Дядя, мамин брат, при форсировании Днепра погиб.

А что вас связывает с Беларусью?

Владимир Беляев: По материнской линии мои родственники из Быховского района Могилевской области. Там недавно состоялся мой авторский концерт, для которого я написал кантату "Лепшая земля". Родился же я на Украине, в Днепродзержинске. На здешний металлургический завод ехали люди из разных уголков Советского Союза. Приехали и мои предки из Беларуси.

Как вы стали музыкантом?

Владимир Беляев: Мама всегда что-то напевала, дядя тоже пел и хорошо рисовал. В детстве я мечтал стать художником, но после встречи с Дмитрием Кабалевским стал музыкантом.

Как это случилось?

Владимир Беляев: Кабалевский разъезжал с творческими встречами по стране. Однажды он выступал в детской музыкальной школе Днепродзержинска, а я уже слыл тогда вундеркиндом - композитором. Показал ему свои сочинения. И вплоть до поступления в Московскую консерваторию Кабалевский был моим старшим другом и учителем. В консерватории я попал в класс Михаила Ивановича Чулаки, который был в то время еще и директором Большого театра. Мои консерваторские годы прошли наполовину в консерватории, наполовину в Большом театре.

Сейчас вы сами профессор, работаете в Академии имени Гнесиных на двух кафедрах...

Владимир Беляев: Одна из них новая - в прошлом году открылась кафедра национальных инструментов народов России, на которой мы пытаемся дать жизнь традиционным национальным инструментам. Например, гуслям.

Недавно в России создано хоровое общество. Как думаете, чем вызвано возрождение хоровой культуры?

Владимир Беляев: В свое время я работал советником по культуре в Воронежской и Липецкой епархиях, помогал запустить процесс возрождения хоровой духовной музыки. Ведь это огромный пласт нашей отечественной культуры. В книге академика Бориса Асафьева приводится такой пример: в 1913 году только в одной Пермской губернии было музыкальное общество, которое объединяло 3000 участников хоров, эти хоры были в поселках, селах, деревнях. Люди по нотам пели произведения хоровой классики. Хоровая культура была гармонична для России. К сожалению, в советское время она была разрушена. Когда я заканчивал Московскую консерваторию, то такое великое произведение, как "Всенощная" Рахманинова, было под запретом. Ноты можно было купить за 500 рублей. Это оклад инженера. Нам по большому секрету давали послушать пластинку на Рождество на семинаре молодых композиторов. Мы ощущали, что это исконный пласт нашей культуры, стали много писать в этом ключе.

Традиционный вопрос: что в планах?

Владимир Беляев: Недавно отдыхал в Беларуси в прекрасном санатории. А поскольку мои корни по материнской линии в Беларуси, то решил сделать подарок землякам и послал свое сочинение Президенту страны Александру Григорьевичу Лукашенко. Оно, как мне сказали, передано в симфонический оркестр Республики Беларусь и сейчас ведутся переговоры о его исполнении.

Классика Союзное государство России и Беларуси