18.06.2013 00:22
Общество

Концепцию единого школьного учебника по истории утвердят осенью

Концепцию единого школьного учебника по истории утвердят осенью
Текст:  Алексей Дуэль
Российская газета - Федеральный выпуск: №129 (6105)
Разработчики концепции единого школьного учебника по истории готовятся представить новую разработку. На расширенном заседании Российского исторического общества они отстаивали свои идеи.
Читать на сайте RG.RU

После того как будут внесены предложенные специалистами поправки, документ опубликуют, чтобы любой желающий мог с ним ознакомиться и высказать свое отношение. К октябрю, согласно заявленным планам, должен выкристаллизоваться итоговый вариант концепции. Его утвердят и объявят конкурс на написание учебника по этому "лекалу".

- Я думаю, учебников будет несколько, два или три, - сообщил один из авторов концепции депутат Госдумы Александр Дегтярев. - Мы постарались избавить наш документ и будущие учебники от излишков идеологии. Вместо этого там будет удобно структурированный рассказ о том, как жили люди в разное время в разных странах.

Идея создания единого учебника по истории возникла, когда сравнили книги, используемые в разных школах и городах. Выяснилось, что каждая из них рассказывает о какой-то своей стране, хотя все они называются "История России". Материал излагается совершенно по-разному. Историческим деятелям даются кардинально разные оценки. Где-то, как считают эксперты, проскальзывают мифы и заведомо ложные измышления. В результате выпускники разных школ выходят в жизнь с полярными представлениями о прошлом своей страны. Авторы единой концепции уверяют, что единственная стоявшая перед ними задача заключалась в том, чтобы избавить учебники от таких противоречий.

- Ученым поручили разработать общую концепцию, чтобы потом педагоги на ее основе создали линейку учебных пособий: книги для учеников и учителей, дидактические и наглядные пособия, мультимедиа приложения, - продолжил Дегтярев. - Наше общество и так расколото на красных и белых. Задача школьного курса истории - принести ребятам позитивное восприятие прошлого своей страны, чтобы они могли жить в открытом мире и при этом быть патриотами.

Формулировка очень коварная, но разработчики концепции уверяют, что никакого подвоха здесь нет. Как пример приводят описание революции и гражданской войны. Мол, не надо искать плохих и хороших. И на одной стороне, и на другой были патриоты, просто они по-разному понимали, как будет лучше для страны. И именно из-за этих противоречий случилась трагедия, от которой пострадали все.

- Учебники, которые сейчас есть в школах, сильно перегружены, столько выучить невозможно, - объясняет учитель истории, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Бокова. - Мы предлагаем систематизировать материал, сделать его более компактным и удобным для освоения. И еще в школьный курс истории надо обязательно ввести наиболее популярные мифы. Чтобы ребята о них знали и учились отличать правду от вымысла.

Предполагается преподавать историю с точки зрения жизни простых людей. То есть сделать акцент не на политике, а на повседневности. И через рассказ о людях и их взаимоотношениях объяснять политические процессы, которые в это время происходили в обществе в ту или иную эпоху.

Образование