Великой, пусть и противоречивой, личностью для европейской истории остался Наполеон Бонапарт. В его честь и в память 200-летнего юбилея войны 1812 года в Париже с сентября прошлого года проходят классические концерты лучших европейских музыкантов. Выступления организованы в Доме инвалидов - одном из символов французской столицы, в пантеоне которого покоится саркофаг из красного камня с останками Наполеона.
Архитектурный ансамбль Дома инвалидов - это еще и великолепный Собор Святого Людовика, и музей Армии. Вот в таком месте - Большом салоне Дома инвалидов - блестяще выступил дуэт наших молодых музыкантов, восходящих звезд мирового уровня.
Белорусский пианист Вячеслав Спиридонов и российский скрипач Александр Кузнецов в последнее время нередко концертируют вместе, отсюда в их дуэте легкость и сыгранность. Оба они продолжают свое музыкальное образование в высшей школе искусств Цюрихе.
Вячеслав уже "защитился" в швейцарской магистратуре как солист, впереди еще педагогический курс. После чего планирует завершить свое белорусское музыкальное образование - получить диплом Академии музыки. Со своими минскими педагогами Вячеслав связи не теряет, советуется, если что: благо, теперь есть скайп, по которому можно даже уроки проводить!
Александру связываться с родными из-за разницы в европейском и дальневосточном времени сложнее. Музыкант пояснил, что хотя родился в Питере, родители увезли его в Хабаровск. Там учился музыке, там, одиннадцатилетним мальчиком, был признан лучшим музыкантом России, даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой музыкант, выступивший перед аудиторией в четыре тысячи зрителей. Это было в Японии, где маленький Саша концертировал с симфоническим оркестром. Тогда он был вундеркиндом, а сейчас - восходящая европейская звезда: с 2006 г. музыкант учится по классу скрипки у легендарного профессора Захара Брона в Цюрихе.
Стоит пояснить, что профессор королевских академий Лондона и Мадрида, консерваторий Цюриха, Роттердама, Кёльна признан одним из лучших скрипичных педагогов мировой величины. Для музыкантов "за счастье" мастер-класс от Брона. А уж в ученики этот уроженец Одессы, выпускник Гнесинки и Московской консерватории, а теперь человек мира, берет только самых достойных русской скрипичной школы.
В Париже виртуозная игра молодого российского музыканта покорила слушателей страстностью и проникновенной теплотой. Творческая манера белоруса, напротив, отличалась эмоциональной сдержанностью и чуткостью к партнеру по дуэту - такой исполнительский контраст только усиливал эмоциональное воздействие на зал.
На суд взыскательной парижской публики молодые музыканты представили программу из произведений, так или иначе связанных с наполеоновской эпохой. Скрипичная соната "Наполеон" Никколо Паганини исполняется на одной струне, поэтому она крайне редко звучит на концертах, практически не существует в музыкальных записях. Для скрипачей это эталонная вещь - неудивительно, что зал слушал, затаив дыхание. И только когда погас последний звук, публика будто вышла из оцепенения, осторожно выдохнула.
Когда концерт окончился, публика еще долго не расходилась. Поздравляли и благодарили музыкантов, организаторов концерта; вперемешку звучала русская и французская речь. Аристократическая элегантность присутствовавших на концерте дам и недвусмысленная выправка их седовласых спутников (назвать этих людей бабулями-дедулями язык не повернется даже у закоренелого циника) сразу бросалась в глаза. В Париже живет много русских эмигрантов, им интересно знать, что происходит на исторической родине не только в политике, но и искусстве.
Искушенные в музыке гости отмечали, что Вячеслав и Александр наисложнейшие номера своей программы сыграли безукоризненно: овации вызвал вальс С. Прокофьева из "Войны и мира" и неоклассическая композиция для скрипки и фортепиано белорусского композитора Георгия Соcновского. "Исполнение одного из моих произведений лично для меня, уроженца Сморгони, где 200 лет назад Наполеон остановился перед тем, как навсегда покинуть нашу землю, символично, - пояснил Георгий. - Благодаря искусству Париж и Сморгонь спустя столетия пересеклись снова".
Белорусский композитор, который девять лет живет во Франции и возглавляет франко-белорусскую ассоциацию "Жизнь в музыке" - главный "виновник" выступления наших музыкантов в Париже. Все это время он организует европейские концерты молодых исполнителей из Беларуси и России.
- Мы открыли парижской публике немало достойных белорусских и российских имен, - рассказывает Георгий Сосновский. - Концерты, которые организует наша ассоциация, они все необычные: мы часто привлекаем к ним музыкантов белорусского происхождения, многие из которых сейчас живут и концертируют за пределами родины. Российские музыканты Европе более известны. Мы хотим, чтобы публика узнала и полюбила белорусское искусство, нашу исполнительскую и композиторскую школу.
Между тем концерт белорусско-российского дуэта для Георгия был своего рода экзаменом: от его успеха или творческого фиаско зависели перспективы сотрудничества ассоциации и департамента музыки и культурных мероприятий Дома инвалидов под руководством Кристины Эльфриш. Предыдущие концерты с участием белорусских музыкантов, как, к примеру, прошлогодний ноябрьский пианиста Сергея Смирнова в сопровождении оркестра Республиканской гвардии Франции, проходили в большом концертном зале собора Святого Людовика Дома инвалидов.
На выступление Вячеслава и Александра публику пригласили в Большой салон его музея Армии - одну из самых узнаваемых и престижных европейских концертных камерных площадок. Это королевский зал, он воистину для королей музыки. Но наши ребята еще так молоды, что их хочется назвать скорее принцами. Хотя французская сторона пригласила музыкантов как бы авансом, выступление белорусско-российского дуэта превзошло ожидания организаторов.
- Мы открыли для себя новые имена и новые страницы европейского искусства, - лаконично высказала свой восторг от концерта г-жа Эльфриш.
А я подумала, что наши ребята смело раздвинули европейские музыкальные горизонты до Хабаровска: Наполеон туда не дошел, а вот музыка его эпохи в таком современном исполнении уверенно завоевывает мир.