Рубильник для трамвая
Орловское МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" объявило о том, что энергетики за долги в качестве ограничительной меры отключили два фидера и пригрозили обесточить еще одну электроподстанцию. В перспективе это может привести к остановке электротранспорта в Орле. Была названа и сумма долга - свыше 11 миллионов рублей. В МУП "ТТП" созвали собрание коллектива, на которое пригласили руководство города.
Предприятие крупное - согласно штатному расписанию, трудиться здесь должны 1800 человек. Работают - 1200. По словам гендиректора МУП "ТТП" Александра Коровина, удержать работника тяжело. Многие, обучившись за счет работодателя, едут в Москву, где за такой же труд платят больше. Средняя зарплата тут едва превышает 10 тысяч рублей - в полтора раза меньше средней по региону. Повысить ее обещают в том случае, если возрастет объем выручки. Поэтому и возникло требование поднять тариф с 11 до 18 рублей. Власти на это не идут, не без оснований полагая, что в городе произойдет социальный взрыв. Тем более что тарифы повышали несколько месяцев назад.
- Себестоимость поездки сейчас почти 20 рублей, - объясняет Александр Коровин. - Экономика предприятия складывается из выручки от продажи билетов и компенсации за провоз льготников. Но последняя из-за изменения методики подсчета и невысокой цены проездных билетов становится все меньше. Например, социальный проездной стоит всего 300 рублей, а должен - 1500.
По его словам, раньше компенсации за провоз льготников хватало на оплату энергоресурсов, а теперь нет. Ее сумма не растет, а тарифы на энергоресурсы растут ежегодно. К тому же "цены на свет" для МУП "ТТП" устанавливают как для промышленного предприятия. В январе, по словам Александра Коровина, предприятию из бюджета компенсировали 4,7 миллиона рублей, а счет за электроэнергию составил 8 миллионов. Кассовый разрыв - 3,3 миллиона. Отсюда и долги.
По мнению главы администрации Орла Михаила Берникова, выход надо искать в повышении эффективности работы самого предприятия. Но здесь, как выяснилось, муниципалам мешают частные перевозчики. За последний год, чтобы навести порядок на улицах, для них провели несколько конкурсов. Специальная комиссия обследовала пассажиропотоки. Мониторинг показал, что в городе на тот момент было примерно на 300-400 маршруток больше, чем необходимо.
Годовой оборот на рынке пассажирских перевозок в Орле составляет около миллиарда рублей. На долю МУП "ТТП" приходится пятая часть. Еще немного - у МУП ПАТП-1, занимающегося автобусными перевозками. Остальное - у частных перевозчиков. Много лет они, несмотря на договоренность с властями, не перевозили льготников. Сейчас их заставили это делать при помощи конкурса и договоров.
Но и здесь не обошлось без скандала. Власти выставили на конкурс социальные маршруты, на которых обязаны возить льготников. Выпадающие доходы пообещали компенсировать из бюджета. Механизм дал сбой, и перевозчикам пришлось компенсацию отсуживать. И тут выяснилось, что их требования были завышены. Например, в иске говорится, что некто за неделю перевез тысячу льготников, а на самом деле все это время его маршрутка стояла на ремонте.
- Мы добились того, чтобы автобусы в городе были оснащены спутниковой системой, - говорит Михаил Берников. - С января работает диспетчерская служба, отслеживающая движение транспорта. Ее данные были озвучены в суде. Перевозчики выиграли иски, но получили по 15-30 процентов от той суммы, которую требовали. То есть им отдали то, что они реально заработали.
По его словам, перевозчиков это дисциплинировало - мол, поняли, что получить деньги, подсунув "филькину грамоту", не получится. И тут же заполнили социальные маршруты, потому что компенсация за перевозку льготников - это все же "живые" деньги.
Счастливый номер
Чтобы работать на городских маршрутах без участия в конкурсе и заключения договора с мэрией, перевозчики идут на разные уловки. Например, вместо четырех положенных по договору автобусов на маршрут выходят 15. При проверке выясняется, что 11 из них - так называемые резервные, которые должны выходить, когда основной транспорт с него сойдет, например, из-за поломки. Однако они работают параллельно. Законодательство это допускает. Значит, говорят чиновники, надо четче прописать в нем условия работы резервных автобусов.
Многие орловские перевозчики, не ставшие участвовать в городском конкурсе или проигравшие в нем, сменили двузначные городские номера на трехзначные областные. Формально их маршрут выходит за пределы Орла, иногда метров на 500. Хотя и до конечных остановок доезжают не всегда. Однако это позволяет им работать в Орле, так как по стечению обстоятельств областные маршруты идут не в обход города, а через него.
- Водители маршруток ведут себя откровенно нагло, и бывает, что не дают подъехать к остановке троллейбусу, - считает Александр Коровин. - То есть они забирают платного пассажира, а нам оставляют льготника. Как при таких условиях собрать большую выручку? Маршруты надо оптимизировать и установить жесткий контроль за движением частных перевозчиков.
С этим мнением согласен и Михаил Берников. По его словам, проблему "трехзначных маршруток" власти попытаются решить за счет проведения конкурса, на сей раз областного. Чтобы и обладатели "счастливых номеров" работали по договору. Кстати, даже подсчитать их количество проблематично. В мэрии говорят о примерно 200 таких маршрутках.
Не частное дело
Объявления, появившиеся в тверских маршрутках в первой декаде июня, не предвещают пассажирам ничего хорошего: предприниматели извещали граждан о том, что с 1 июля стоимость проезда повысится с 15 до 18 рублей за одну поездку. Администрация Твери, по утверждению ее официальных представителей, ведет трехсторонние (с участием региональной власти) переговоры с перевозчиками.
С чего все началось? Год назад региональная энергетическая комиссия (РЭК) удовлетворила просьбы предпринимателей и частично повысила стоимость проезда в маршрутках с 12 до 15 рублей. До того дня тариф не поднимался в течение нескольких лет. Предприниматели утверждают: тогда же власти пообещали им, что летом 2013 года стоимость проезда вновь вырастет.
- Лето уже наступило, однако никто сейчас не желает принимать это решение, - говорит президент некоммерческого партнерства владельцев малогабаритных маршруток "Приоритет" Валерий Водницкий. - Предприниматели не могут сегодня возить пассажиров за 15 рублей. Многие из них закупили новые микроавтобусы-иномарки, содержание, обслуживание и ремонт которых обходятся значительно дороже отечественных "Газелей" и "Соболей". Выручка тратится еще и на выплату кредитов, закупку и оснащение машин навигационными системами и страховые взносы. Экономически обоснованный тариф, по нашему мнению, должен составлять 20-25 рублей. Мы согласны и на компромиссные 18, но этот вопрос даже не обсуждается властью.
Перевозчики не скрывают: если власти не согласятся на повышение, они сделают это сами. По сути, поступят самоуправно, вопреки закону: ведь правом изменять тарифы на энергоносители обладает только Федеральная служба по тарифам и региональные энергокомиссии.
Кстати, в РЭК перевозчики не обращались - это официально подтвердили в администрации Твери. И добавили: если пакет документов от предпринимателей все же последует, обращение будет рассмотрено в течение 45 календарных дней (законный срок) со дня регистрации. На вопрос - почему не обращались - ответил исполнительный директор саморегулируемой организации "Тверской автотранспортный союз" Владимир Густов:
- Непонятно, кто именно будет обращаться в РЭК: ведь для повышения тарифа необходимо обращение от перевозчиков, владеющих более чем половиной от всего подвижного состава города, - сообщил он. - Практически все предприниматели, за исключением двух, сегодня работают без договоров с администрацией, то есть де факто нелегально. Кто пойдет в РЭК с бумагами? Ведь двух официальных маршрутов явно недостаточно.
Именно в договорах, которые отсутствуют у подавляющего большинства перевозчиков маршрутками, прописывается, что повышение тарифа возможно исключительно по решению РЭК. Так что формальное право устанавливать свой собственный тариф у них, конечно, есть: ведь нелегал - сам себе хозяин. Но вот возить при этом пассажиров они законного права уже не имеют. Точнее, к ним можно придраться в любой момент и ежедневно штрафовать за работу без документов, а потом и вовсе запретить возить пассажиров на основании злостного нарушения законов, норм и правил.
Тем не менее предприниматели собираются и после 1 июля возить пассажиров, и власть пока что никак не может повлиять на их намерения повысить плату за проезд. Ситуацией, по утверждению Валерия Водницкого, уже начинают пользоваться случайные люди: покупают микроавтобусы, выставляют их на маршруты и - в путь, за длинным рублем:
- Администрация Твери не заключает договоры с предпринимателями, объясняя это тем, что сейчас составляется новая транспортная схема. Но схемы все нет и нет, зато на рынке городских маршруточных перевозок нарастает беспорядок. Мы уже несколько раз обращались к властям с предложениями обсудить сложившуюся ситуацию. Мы действительно хотим, чтобы с нами заключили долгосрочные договоры, чтобы бизнес стал легальным.
Так что угроза внезапного подорожания проезда в тверских маршрутках вполне реальна. Кстати, само некоммерческое партнерство, которое могло бы выступить коллективным подателем пакета документов в РЭК, почему-то не намерено влиять на решение перевозчиков: по словам Водницкого, каждый будет решать этот вопрос самостоятельно.
Впрочем, все заинтересованные стороны все-таки питают надежду, что ситуацию удастся разрешить ко всеобщему удовлетворению - исключая разве что пассажиров. Предварительная схема такова: предприниматели подают в РЭК не пакет документов и не обращение, а заявление с просьбой пересмотреть тариф на проезд. Но даже в этом случае законное повышение стоимости проезда будет возможно не ранее конца июля - начала августа.
Тем временем
Городская управа Калуги объявила повторный конкурс на перевозку пассажиров и назначила его на 10 июля. Предыдущий, итоги которого собирались подвести 3 июля, не состоялся из-за того, что все заявки были поданы с нарушениями. Новая транспортная схема, предложенная перевозчикам, предполагает разбивку некоторых длинных маршрутов на несколько коротких, чтобы разгрузить центральные улицы города. Она обсуждалась на сходах территориальных общин и больших претензий не вызвала. Высказанные замечания чиновники постарались учесть. Например, часть маршрутов, которые собирались ликвидировать, все же оставят. В конкурсную документацию также заложили и возможность расторжения договора и корректировки маршрутов.
Кроме того, предполагается ввести единое муниципальное расписание движения пассажирского транспорта. Перевозчики должны будут оснастить все автобусы и маршрутные такси видеорегистраторами, приборами спутниковой навигации, а также тахографами. Еще одно нововведение: все, кто хочет заниматься перевозкой пассажиров, должны отказаться от использования микроавтобусов "Газель" и заменить их более вместительными машинами. На совещании, посвященном вопросам транспортного обслуживания, городской голова Николай Полежаев предположил, что сложности с проведением конкурса возникли, потому что некоторым перевозчикам не нравятся новые условия, в которых им придется работать. Однако менять их уже не станут.