Среди подписавшихся - режиссер Дамир Салимзянов, писатель Мария Арбатова, поэт Лев Рубинштейн, художники Дмитрий Врубель и Дамир Муратов. В письме говорится, что в проектах музея PERMM участвовали многие известные в России и за рубежом художники, архитекторы, кураторы, музыканты, литераторы, интеллектуалы. Еще большее число граждан слышали о PERMM. Это было одно из немногих мест, где художники и кураторы могли себе позволить, а администрация музея давала им возможность высказаться по общественно значимым, острым вопросам. Художественно-политические проекты не составляли всю деятельность музея, но играли в ней безусловно важную роль.
- Уволить директора Музея PERMM Марата Гельмана без объяснения причин на основании соответствующей статьи Трудового кодекса - юридическое право Администрации Пермской области. Она этим правом воспользовалась, - говорится в обращении, где пермский регион упорно называется по-старому. - Но у художественного и интеллектуального сообщества России есть моральное право и несомненная нравственная обязанность потребовать у администрации и губернатора Пермской области публично объяснить и обосновать причины увольнения Марата Гельмана с должности директора музея PERMM.
Также у авторов письма есть серьезные подозрения в том, что несколько выставок на фестивале "Белые ночи" закрылись по соображениям политической цензуры - под флагом "борьбы с экстремизмом".
- Мы убеждены, что Марат Гельман в силу официальных полномочий директора музея имел право показать серию работ Василия Слонова в музее PERMM, поскольку современное искусство не может обходить и не должно избегать политически острых тем и вопросов, а директор музея имеет право сам решать, что ему выставлять. Для этого его и пригласили, это сфера его профессиональной компетенции. Без профессиональной независимости и ответственности - никакое развитие искусства невозможно. Прокуратура должна немедленно прекратить начатую "проверку работ Слонова на экстремизм". Руководство Пермской области обязано публично заявить, что никакого отношения к увольнению Гельмана показ им серии работ Слонова не имел, а если имел, то решение об увольнении Гельмана должно быть отменено.
Далее в письме следует ультиматум: если руководство Пермского края не даст обоснованный, убедительный и публичный ответ, у участников художественной, интеллектуальной и научной жизни России есть несомненное право перестать сотрудничать в сфере культуры и науки с администрацией Пермской области, что бы хотя бы таким способом содействовать защите интеллектуальной свободы.
Под обращением уже подписались несколько десятков художников, архитекторов, кураторов, ученых, музыкантов и интеллектуалов.
- Спасибо всем подписавшимся и подписывающимся, - откликнулся сам Марат Гельман. - Не уверен, что такое сильное действие, как коллективное письмо, сейчас уместно. Моей жизни и свободе ничего не угрожает вроде. С другой стороны, цензура - это зараза, которую надо остановить. Новая пермская власть станет старой пермской властью, потом бывшей пермской властью, а музей с коллекцией должен остаться. Поэтому главное, чтоб, наказывая чиновников, мы не навредили музею.
Напомним, подозрения в финансовых злоупотреблениях, наряду с проведением нескольких скандальных выставок, стали причиной увольнения директора Музея PERMM галериста Марата Гельмана. Губернатор Виктор Басаргин признал в своем блоге: "Взгляды на то, что считать искусством, у нас с Маратом Александровичем расходятся. Но, разумеется, не разность во вкусах стала причиной для расторжения деловых отношений. В случае с пермским культурным проектом управляемость расходованием средств была очень сложной, поскольку входила в противоречие с понятиями "свободы искусства". Инициативы Гельмана в последние недели сводятся к привлечению к себе определенного вида внимания. Это очередные попытки "капитализировать" свое имя, в чем он, надо сказать, стабильно преуспевает".
Параллельно полиция и КСП начала масштабную проверку финансовых расходов на фестиваль "Белые ночи".